Политическое пространство - это сеть политических полей, которые обеспечивают политическое руководство на всех уровнях общества и мира.
Политическое поле представляет собой систему объективных связей политических позиций социальных субъектов. П. п. как категория - это идея без образа, выражает порядок существования и последовательного осуществления явлений политического мира.
Свойства П. п. подразделяются на общие и специальные. К ним относятся: всеобщность, атрибутивность, субстанциональность, початковість, фундаментальность. Множество специальных свойств П. п. образует метрические свойства. Они описывают пространство с точки зрения величины. Топологические качественные параметры П. п. выражают свойства с позиций однородности, изотропности, размерности, порядка, связности, компактности, устойчивости. При этом следует учитывать, что политические структуры - несущие конструкции политического процесса - неравномерно распределены на земных площадях; их оси симметрии разнонаправленные, різноплощинні.
Идею внутренней целесообразности, структурированности П. п., его устойчивости выражает понятие "миропорядок". В фундаменте этого понятия лежит геополитика как наука.
К. Шмитт (немецкий геополитик, XX в.) утверждал тесную связь культуры с пространством. Не только государство, но и вся социальная реальность, в том числе право, берут начало из качественной организации пространства. Шмитт разработал геополитическую теорию "большого пространства". Она рассматривает процесс развития как движение к привласнювання наибольшего территориального объема.
Понимание П. п. зависит от того, в каком культурно-цивилизационном контексте его рассматривать - западном или восточном. В зависимости от той или иной системы выделения типов цивилизаций (или культурных кругов) получаем соответствующее количество моделей П. п. Основными являются два концептуально-пространственные понятия - Восток и Запад. Пространственный индекс политического Востока дает основания для его понимания как политического синонима традиции, консерватизма. Симметричное ему "западное" отношение к политическому вообще ориентировано на восприятие П. п. как сферы прагматики, "чистой политики", "реальной политики", которая является антиподом "Idealpolitik", "идеальной политики".
"Западное" понимание П. п. базируется на прогресизмі западного пути развития западной цивилизации с общим эталоном, к которому должны двигаться все регионы и народы мира. П. п. как политическое вообще для Запада - это модернизация, нечто противоположное консерватизму. Это пространство ценностей становления и развития, оптимизации свободы и демократии, технологического усовершенствования системы власти, избирательной системы, защиты прав и свобод человека и гражданина, конституционного строя и условий для функционирования открытого гражданского общества, результативной и эффективной деятельности государственных органов. Политика здесь видится как инструмент преобразований и реформирования общества и государства. ее смысл заключается в социальной динамике, в развитии, в постоянном изменении, но при сохранении рамочных ценностей - свобода и права индивида, рынок, частная собственность.
Сегодня и Восток, и Запад оперируют в основном западными политическими концептуально-пространственными инструментами, которые рассматриваются как "универсальный эталон". Безусловно, в отдельных случаях "восточные" аспекты П. п. могут искусственным путем подавляться с использованием различных средств, в том числе и военных, но они полностью не исчезают. Это означает, что при конкретных обстоятельствах и условиях Востоку обязательно проявит свои глубинные архетипические качества в политическом пространстве.
Бурдье П. Социология политики / Пер. с фр. - М., 1993; Политологический энциклопедический словарь: Учеб. пособ. для студ. высш. учеб. завед. - М„ 1997.
В. Храмов