Политология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Политологический словарь

Политическое насилие - атрибут политической жизни, одна из крайних форм получения, сохранения, укрепления власти господствующего положения классом, социальной группой, элитой, отдельным политическим лидером, государством, другими субъектами политики. Осуществляется физическими, экономическими, психологическими и другими средствами. В отличие от физического, экономического, военного или психологического насилия П. н. имеет системный, общий характер, поскольку существующая политическая система всегда что пытается сохранить власть, созданную политическую систему от распада. Масштабы применения П. н. обусловлены типом политического режима. И хотя к насилию прибегают всех режимов, но наиболее действенно и активно его используют тоталитарный и авторитарный режимы. Любой политический режим пытается хотя бы в какой-то мере или полностью обосновать, оправдать, легализовать насилие. П. н. бывает прямым и скрытым. Прямое П. н. осуществляется посредством применения силы (война, военный террор, политические репрессии), скрытое - без применения силы, но в результате духовного, психологического давления, экономической блокады, политического и иного вмешательства. П. н. обусловлено разноплановостью, несовпадением интересов различных субъектов политики, политического процесса. Если более гуманными, цивилизованными способами преодолеть имеющиеся неувязки, противоречия не удается, противоположные стороны прибегают к политическому насилию. П. н. классифицируют по степени жестокости, по способу обоснования, за отношением общества к актам насилия. Его также классифицируют по его субъектом как индивидуальное и коллективное. П. н. разделяют на такие виды: индивидуальное структурированное; индивидуальное неструктурированное; коллективное структурированное; коллективное неструктурированное. Структурированное П. н. используют при условии более-менее четко установленных правил, неструктурированное - хаотичнее, оказывается вне любыми правилами. Классическим образцом структурированного П. н. являются феодальные отношения между феодалом и его подчиненными. Примеров индивидуального структурированного П. н. много, особенно там, где чрезмерную власть перебирают отдельные политики, лидеры политических партий, общественных организаций, отдельных социальных групп. Коллективное структурированное П. н. в основном осуществляется такими организованными и сильными институтами, как армия, полиция, милиция и др. Оно при этом не просто легитимизируется, но и санкционируется государством, ее органами. Да, армия, как и полиция, милиция, спецподразделения, всегда имеет в основном государственную символику. Да и иерархия подчинения в этих органах держится отнюдь не на демократических началах. Единственным, пожалуй, что может оправдать коллективное структурированное насилие, является то, что оно призвано поддерживать стабильность государственных институтов, государства в целом. Коллективное неструктурированное П. н. имеет целью расшатать стабильность государственных органов, собственно государства. Это бунты, забастовки, восстания, массовые беспорядки, участники которых идентифицируют себя не с государством, как при структурированном коллективном насилии, а с народом или с определенной его частью. Психологически это оправдано, поскольку тогда можно оправдать найнедостойніші, аморальные действия и поступки. Коллективное неструктурированное П. н. сначала возникает как хаотичное, спонтанное, кем-то спровоцировано, но впоследствии, особенно после определенных политических побед, постепенно структурируется, приобретает прогосударственного окраску. Так, революционная армия со временем становится регулярным, полиция - народной т.д. Отдельно рассматривают такие формы П. н., как терроризм, массовые убийства, репрессии, геноцид. их антигуманная, аморальная сущность общеизвестна. П. н. свойственно нестабильным, авторитарным, тоталитарным обществам и значительно в меньшей степени - демократическим. Это можно объяснить тем, что демократические режимы исключают П. н. как средство решения любых проблем, поскольку люди с высоким уровнем сознания всегда могут найти общий язык. В условиях авторитарного, тоталитарного режима считается, что люди просто не способны действовать разумно, добросовестно, с пользой для себя и других. Они, мол, от природы несознательные, тупые, агрессивные, поэтому над ними надо властвовать, подчинять большинство воли меньшинства. Иногда, при любых политических режимов, П. н. оправдывают тем, что кто-то (партия, организация, группа) считает себя мессией. Например, большевики, коммунисты, национал-демократы указывали "правильный" путь, которым должны идти все, действовать так, как действуют те, кто не только оправдывает, но и совершает насилие. В демократическом режиме, в отличие от других политических режимов, насилие сведено к нулю, поскольку жизнь общества организована на основе четких правовых и моральных норм. Это, однако, не означает, что в демократическом обществе совершенно нет или не может быть П. н., ведь идеального соотношения интересов, их согласования в таком обществе достичь фактически невозможно. Построить власть без насилия никому и никогда не удавалось. П. н. часто является вполне оправданным. Ярким примером этого является борьба с тоталитарным режимом, который в собственных интересах щонайпотужніше использовал П. н. против миллионов собственных граждан, не просто унижая, подчиняя их, но и лишая жизни. Насилие является оправданным методом политической борьбы и деятельности в отдельных случаях, но его необходимо ставить в достаточно жесткие юридические и моральные рамки, поскольку оно при любых условиях порождает атмосферу страха, нестабильности, унижает, дегуманизирует личность, делает ее объектом политических манипуляций. Насилие может осуществляться сверху (власть, государство, элиты, отдельные политики - руководители государства) и снизу (граждане, социальные группы). Насилие сверху чаще всего имеет целью сохранение и восстановление отношений господства и подчинения. В таком насилии заинтересованы те, кто имеет реальную власть. Классическими образцами П. н. является борьба широких масс за свои права, свободу в любом обществе. Мыслители - гуманисты считали оправданным насилие со стороны народа, который ведет освободительные, справедливые войны за свои права, свободу, против диктатуры, угнетения, тирании. Наиболее распространенной формой П. н. является диктатура, диктаторские режимы. Особым видом П. н., что сопровождается террором, массовыми убийствами, есть геноцид. Он имеет место при диктаторских тоталитарных режимов (голодоморы, массовое истребление элит, сознательных граждан, противников режима в бывшем СССР, других странах - Ираке, Эфиопии, на Филиппинах и т.д.).

Авторханов А. Технология власти. - М., 1991; Бердяев Н. Философия неравенства. - Париж, 1990; Головатый М. Ф. Политическая психология. - К., 2001; Диксон Ч. Конфликт. - СПб., 1997; Зимичев А. Психология политической борьбы. - К., 1992; Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Вопросы философии. - 1989 - № 3; Скотт Дж. Гр. Конфликты: путь их преодоления. - К., 1991.

М. Головатый