Политическая система Украины - совокупность политических отношений, правовых и политических норм, институтов, идей, связанных с формированием и осуществлением власти и управления обществом в Украине. Составными элементами П. с. У. являются политические отношения между субъектами (элементами) системы; политическая деятельность; политическая организация украинского общества (политические институты); политическое сознание и политическая культура украинского общества; политические и правовые нормы, закрепленные в законах Украины; средства массовой информации.
На современном этапе развития Украины происходит активный процесс формирования новой политической системы в нашей стране. Составляющими этого процесса являются: утверждение принципов демократии и парламентаризма, политического плюрализма; обеспечение прав и свобод граждан, разделение политической власти на законодательную, исполнительную и судебную; определение средств массовой информации важным элементом политической системы; формирование системы самоуправления. Кроме того, коренных изменений требует функционирования рыночной экономики в Украине, осуществление системы законодательных и других мер, направленных прежде всего на обеспечение социальной защиты населения.
Образование новой политической системы в нашем обществе происходит сложно и противоречиво. После августа 1991 г. начали складываться совершенно новые условия общественной жизни. Существующие политические институты были не в состоянии действовать эффективно, а новая политическая система, призванная через соответствующие институты осуществлять управление обществом, вырабатывается медленно.
Независимая Украина выбрала демократический тип политической системы общества, что и определено в Конституции (Основном Законе) страны.
Украина согласно ее Конституции является суверенным и независимым, демократическим, социальным, правовым государством. Носителем суверенитета и единственным источником власти является народ. Народ осуществляет власть непосредственно и через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Украина является президентско-парламентской республикой. Конституция Украины определяет президента как главу государства, который выступает от его имени. Государственная власть осуществляется на принципах ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Основным Законом определяется и гарантируется самоуправления.
Итак, когда мы говорим о модели государственно-политического строя в современной Украине, то речь идет в конечном итоге об устройстве, где парламент принимает законы, президент является главой государства, премьер-министр и его кабинет осуществляют исполнительную власть. Властные структуры, прежде всего законодательные органы формируются с участием политических партий. В таком государстве четко распределены функции и полномочия законодательной, исполнительной и судебной власти. Основным в ней является верховенство закона во всех сферах общественной жизни. Речь идет о правовое демократическое государство и гражданское общество. Однако это в идеале. Украине к такой модели еще слишком далеко. Политическая история человечества убедительно свидетельствует: развитие общества происходит от тоталитарного через авторитарного до демократического общественного устройства. Процесс этот характеризуется приливами и отливами, но доминирующей является тенденция последовательной демократизации общественной жизни. Переход от авторитаризма к демократии дает возможность выделить общие закономерности и ориентировочные этапы этого процесса, связанные с проблемами, которые нужно решать политическому руководству в обозначенных условиях и в соответствующей последовательности, чтобы переход произошел плавно и завершился установлением эффективно действующего политического режима.
Целью реформирования политической системы общества должно быть повышение эффективности государственных органов; основополагающими принципами реформирования - углубление демократических основ управления; приоритетными задачами здесь являются национальная безопасность государства и обеспечения благосостояния ее граждан.
Первоочередной предпосылкой эффективной деятельности властных органов является определение стратегии демократического обустройства. Сущность проблемы заключается в практическом воплощении в жизнь известного демократического принципа, согласно которому, по определению Авраама Линкольна, речь идет о власти народа, власть осуществляется народом, и власть в интересах народа. Властные органы должны находиться под реальным, а не мнимым контролем народа и опираться в своей деятельности на его доверие и поддержку. Властные структуры должны избираться не для того, чтобы им подчинялись (необходимо подчиняться закону), а для того, чтобы они служили гражданам. Следовательно, речь идет о строительство подлинно демократического, правового, социального государства с авторитетным президентом, эффективно действующим парламентом, профессиональным высококвалифицированным правительством, независимыми судебными органами.
Следующей предпосылкой эффективной деятельности властных органов является повышение правовой и моральной ответственности руководителей этих органов за состояние дел в отрасли, которой они руководят. Одна из проблем здесь - искоренение проявлений коррумпированности в государственном аппарате. Для борьбы с коррупцией недостаточно, хотя и важно, чтобы высшие должностные лица государства были порядочными людьми. Опасность кроется в их окружении. Здесь нередки случаи проявления взяточничества, когда не без пользы отдают целые отрасли приближенным кланам, на свое усмотрение раздают лицензии, определяют налоговые и таможенные льготы. Но с беспределом нужно бороться с помощью закона и только закона. Следует на общегосударственном уровне привести в соответствие доходы, задекларированные должностными лицами, их реальным доходам. Концептуальной основой нормативно-правовых актов по борьбе с коррупцией должна быть не документирования последствий этого негативного явления, а создание условий, которые бы исключали возможность коррупционных проявлений.
Эффективность деятельности властных органов в решающей степени зависит от уровня компетентности тех, кто управляет. Во властных структурах должны работать только профессионалы, которые желают и способны самосовершенствоваться. Следует провести аттестацию всего корпуса государственных служащих на соответствие занимаемым должностям. Управленческая элита призвана иметь политическую культуру, то есть профессионально знать законы общественно-политического государственного устройства, профессионально уметь применять эти знания в своей сфере, профессионально налаживать отношения с коллегами по управлению. Это касается всех ветвей власти, но прежде всего правительственных структур. Следует учесть, что экономика переходного периода имеет правительство с ограниченными юридическими и административными возможностями. И это естественно. Ведь опыта профессионального внедрения рыночных реформ, необходимых управленческих навыков не имеют те, кто должен это делать. В такой ситуации успех дела определяется отбором к правительству, непременно по конкурсу, высококвалифицированных профессионалов, способных действовать в условиях формирования рыночных структур, руководствуясь умом и порядочностью, а не амбициями и собственной выгодой. Важно на всех уровнях осуществлять выборы должностных лиц, в частности глав областных и районных государственных администраций. Следует активно включить в процесс государственного управления молодую генерацию политиков и управленцев.
И, наконец, эффективность деятельности властных органов в решающей степени зависит от публичности проводимой политики, ее открытости, прозрачности. При этом важно обеспечить законодательное привлечение представителей политической оппозиции, средств массовой информации к участию в деятельности властных институтов, разработки, принятия и ответственности за реализацию важных государственных законов. Ввести постоянные встречи (национальная ассамблея, круглый стол) высших должностных лиц государства, лидеров политических партий, оппозиционных движений с обсуждения и решения конфликтных вопросов общественного развития, определения стратегии развития страны в политической, экономической и международной сферах. Эту стратегию должны разделять все ветви власти, а вместе с ними - поддерживать все общество.
В политической сфере продуктивной представляется модель социально-правового государства, в основу политико - государственной доктрины которой возложена гражданско-правовую идею. При таких условиях субъектом государства является политическая нация, которая в Украине состоит из украинцев, россиян, белорусов, румын, венгров, евреев, крымских татар, других этнических групп. Украинцы как коренное население дают название стране. Украинский язык определяется государственным. Такая нация должна и может состоять из общих принципах социально-правового государства и гражданского общества.
В экономической сфере большинство специалистов и ученых сходятся на модели формирования рыночной экономики в виде научно-технологической доктрины, основанной на интеллектуальном факторе, на развитии науки и применении новейших технологий, отвечает мировым цивилизационным тенденциям XXI в. и способна обеспечить достойный уровень жизни граждан. Каждое государство стремится сформулировать идею, присущую ее гражданам и поддерживаемую ими, проект совместной жизни граждан этого государства. Формирование национальной идеи - дело непростое. На это, возможно, уйдут годы. Но уже сегодня необходимо решать реальные жизненные проблемы, которые бы способствовали улучшению жизни соотечественников. Такой могла бы стать проблема искоренения бедности. В будущем, когда преодолеем бедность, национальной идеей могла бы стать идея социального партнерства, которая обеспечивала бы постепенный равновесие между демократическими институтами и социальной властью, взаимодействием тех, кто дает работу, и тех, кто получает ее, профсоюзов и властных структур. О продуктивности идеи социального партнерства свидетельствует и опыт западноевропейских стран, где этот институт функционирует много лет.
Во внешнеполитической сфере перспективы становления Украины как активного дееспособного субъекта международных отношений определены ее заинтересованностью и стремлением одинаковой мере участвовать в жизни евразийского и европейского регионов и способствовать гармонизации отношений между ними. В сложной геополитической ситуации независимая Украина, которая находится на перекрестке стратегических интересов независимых государств, должна руководствоваться концепцией "динамического равновесия сил", "активного нейтралитета", что ориентирует на установление дружеских отношений как с Россией и другими государствами, возникшими на территории бывшего СССР, так и с европейскими государствами, другими странами мира. При этом Украине необходимо выстраивать свою, ориентированную на собственные национальные интересы, внешнюю политику, которая будет способствовать тому, что наше государство станет влиятельным фактором создания механизма оптимальной модели безопасности современной Украины.
Безусловно, выбор стратегии внутренней и внешней политики должно дополняться гибкой тактикой и сильной политической волей в отношении реализации поставленной цели. Любая стратегия, любой план не исполнятся сами по себе. Нужны решительные действия властных структур (президента, Верховной Рады, правительства Украины), политических партий, институтов гражданского общества, направленные на то, чтобы переломить неблагоприятный ход политических, экономических и социальных процессов и сделать Украину политически стабильной, экономически мощной, независимой державой, которая уверенно прокладывает путь в XXI в.
Политическая система современной Украины: особенности становления, тенденции развития. - К., 2002; Украина в современном геополитическом пространстве: теоретический и прикладной аспекты. - К., 2002; Философия политики. - К., 2003.
Ф. Рудич