Урок 105
Тема. Закрепление изученного о твердые и мягкие согласные звуки. Звуко-буквенный анализ слов. Составление устного рассказа по рисунку и опорными словами
Цель: закрепить изученное о твердые и мягкие согласные; формировать правильное представление о звуко-буквенный состав слова; совершенствовать умение проводить звуко-буквенный анализ слова; обогащать словарный запас учащихся; воспитывать уважение к земледельческому труду.
ХОД УРОКА
I. Врганізаційний момент
II. Актуализация опорных знаний и мотивация обучения
1. Проверка домашнего задания (упражнение 218)
- Прочитайте стихотворение наизусть.
- Произнесите каждый согласный звук в выделенных словах.
- Какие разные звуки в этих словах обозначает буква л?
- Какая буква указывает на мягкость согласного звука [л’] в слове полю?
2. Минутка чистопису
иж ю ли земля
- Подберите слова с этими буквосочетаниями. (Чем, пирожок, тюлень, тюльпан, лето, полет) Составьте их звуковые модели.
III. Сообщение темы и цели урока
- На сегодняшнем уроке мы вспомним и закрепим те знания и умения, которых приобрели ранее, изучая звуко-буквенный состав слов. Также будем составлять устный рассказ по рисунку и опорными словами.
IV. Работа над изучением нового материала
1. Коллективная работа (упражнение 219)
- Прочитайте текст за лицами.
- Как вы понимаете слова дедушки?
- Запишите краткие ответы на каждый вопрос.
1) Чем пашут землю?
2) Чем сеют зерно?
3) Чем собирают урожай?
- Произнесите согласные звуки выделенном слове. Какими буквами обозначена мягкость согласных звуков?
2. Работа над загадкой (упражнение 220)
- Прочитайте загадку и найдите в ней отгадку.
- Розглянте плуги на рисунке на С. 93. Произнесите каждый звук и составьте звуковую модель слова. ([п], [л], [в], [г] )
3. Физкультминутка
4. Творческая работа (упражнение 221)
- Рассмотрите рисунок и прочитайте стихотворение.
- В каких словах стихотворения буква я обозначает гласный звук [а] и мягкость предыдущего согласного?
- Устно составьте краткий рассказ по рисунку, используя слова из стихотворения и такие выражения: хорошо пригревает, дымится земля, выехали в поле, пашут поля, урожай пшеницы.
V. Закрепление изученного материала
1. Работа с пословицами (упражнение 222)
- Составьте пословицы из представленных частей.
- Как вы понимаете первое пословица?
- Какие еще пословицы о труде вы знаете?
- Запишите составленные пословицы. (Весенний день год кормит. Посієм вовремя - родит обильно. Посей упора - будешь иметь зерна гору.)
- Составьте звуковую модель слова обильно.
2. Письмо по памяти (с доски)
Зимой солнце сквозь плач смеется.
Синица пищит - зиму вещает.
Плачет октябрь холодными слезами.
Осень всему счет ведет.
- Прочитайте пословицы и запомните их.
- Запишите по памяти. Подчеркните буквы, обозначающие мягкость согласных звуков.
- Составьте звуковые модели слов сквозь, синица.
VI. Итог урока
- Какими буквами обозначают мягкость согласных звуков на письме?
- Приведите примеры слов с обозначением мягкости согласных буквой и.
- Приведите примеры, чтобы звук [а] обозначался буквами а, я.
- Почему так бывает?
VII. Домашнее задание с инструктажем
Упражнение 223.