Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Философия посбіник

Тема 9. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ

 

§ 1. Общий смысл философии истории

 

На первый взгляд кажется, что история является бесконечной линией, начало и конец которой скрываются за горизонтом. Человеческая жизнь мыслится отрезком, который имеет четко определенные начало и конец. Поэтому задача человека состоит в том, чтобы определенным образом разместить свой отрезок на бесконечной исторической линии...

Однако за более внимательного взгляда наша жизнь оказывается такой же бесконечностью (если рассматривать наши рождение и смерть не как факт, а как процесс), как история - отрезком (наше существование здесь-и-сейчас). В этой диалектике и содержится условие того, что история захватывает, будоражит и дарит надежду большому количеству людей (если не всем).

Осознание человеком исторического процесса в философских категориях

 

Конечно, история как процесс воплощения человеческих мечтаний и надежд не могла остаться вне поля зрения философии. Но для этого сама история должна была «созреть», пройти путь от ощущения до постижения умом, от отдельных «историй», к Истории. Имеется в виду, что исторический процесс как течение времени, как изменение, должен был быть осознан человеком. И не просто осознанный, а в специфических философских категориях. Для этого оказалось мало ставить вопрос об истории. Следовало выявить в ней главные звенья, которые можно сопоставить по их значимости с главными и вечными философскими вопросами: что такое рождение и что такое смерть, в чем смысл жизни и в чем смысл существования вообще?

Впервые это удалось сделать Ґеорґу Вильгельму Фридриху Гегелю (1770 - 1831). Поэтому исходным пунктом философии истории как специфического раздела философского знания справедливо считаются гегелівські «Лекции по философии истории», в которых в начале XIX века ему впервые в западноевропейской мысли удалось совместить философию и историю.

Он разработал концепцию разумности всемирно-исторического процесса - первое философское оценка хода истории. Гегель утверждал, что «единственной мыслью, которую привносит с собой философия, является та простая мысль разума, что разум господствует в мире, так что, следовательно, и всемирно-исторический процесс совершается разумно. Это убеждение и понимание являются предпосылкой по отношению к истории как таковой вообще; в самой философии это не является предпосылкой. Путем умозрительного познания в ней доказывается, что разум ... является как субстанцией, так и бесконечной мощью; он является для самого себя бесконечным содержанием всей природной и духовной жизни, равно как и бесконечной формой, - проявлением этого ее содержания» [64].