Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНАЯ РЕЧЬ 2 КЛАСС
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Урок 104

Тема. Твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных буквами я, ю, есть, и

 

Цель: углубить знания учащихся о твердые и мягкие согласные звуки; закрепить умение учащихся обозначать мягкость согласных буквами я, ю, есть, и; совершенствовать умение различать твердые и мягкие согласные на слух; обогащать лексический запас учащихся; воспитывать любовь к природе.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Актуализация опорных знаний и мотивация обучения

1. Проверка домашнего задания (упражнение 211)

- Какой звонкий и какой парный ему глухой согласный чаще всего случаются в этих скоромовках?

- Какие согласные звуки называются звонкими?

- Какие согласные называются глухими? Приведите примеры.

- Назовите парные звонкие и глухие согласные звуки. Какие звонкие согласные звуки не имеют парных глухих?

- Как произносятся звонкие согласные в конце слова и состава? Приведите примеры.

2. Минутка чистопису

эл ос ва лесная

- Подберите с этими буквосочетаниями такие слова, чтобы в них были мягкие согласные звуки. (Потолок, теленок, осень, росяний, охота). Составьте звуковые модели слов потолок, осень.

3. Игра «Поймай слово с двумя мягкими согласными»

Руководитель игры называет слово, а участники аплодисментами в ладони ловят слова с двумя мягкими согласными.

Дерево, белка, Белянка, дедушка, ребенок, сядь, Ляля, колодец, сегодня, Леля, улица, бетон, школа, окно, школьники, Леня, карандаш, воздух, пенал, тюльпан, рисунок.

 

III. Сообщение темы и цели урока

- Сегодня мы вспомним, что мы знаем о твердые и мягкие согласные, какими буквами обозначается мягкость согласных на письме.

 

IV. Работа над изучением нового материала

1. Артикуляційне упражнения (упражнение 212)

- Прочтите вслух слоги парами. Произнесите попарно согласные звуки.

- Какие буквы подсказали вам, что согласные, обозначенные выделенными буквами, надо произносить мягко?

- Прочитайте правило на с. 89 и запомните его.

2. Самостоятельная работа с взаимопроверкой (упражнение 213)

- Какими буквами обозначена мягкость согласных в каждом слове?

3. Работа со стихотворением (упражнение 214)

- С какой просьбой обращается поэт к нивы? Подчеркните обращения.

- Найдите в стихотворении слова с мягкими согласными звуками. Произнесите их.

- В каком слове стиха все согласные звуки мягкие? (Сейся)

- Прочитайте правило на с. 90 и запомните его. Приведите собственные примеры к этому правилу.

4. Физкультминутка

5. Комментируемое письмо (упражнение 215)

- Рассмотрите рисунок и прочитайте стихотворение.

- Из чего видно, что люди бережно относятся к окружающей природе, охраняют ее?

- Спишите выделенные слова. Произнесите мягкие согласные звуки и подчеркните буквы, которые их обозначают одной вертикальной чертой. А буквы, которыми обозначена мягкость согласных, подчеркните двумя черточками.

 

V. Сакріплення изученного материала

1. Звуко-буквенный анализ слов (упражнение 216)

- Какими буквами обозначены эти звуки? (Т, л, дз)

- А какой буквой обозначена их мягкость? (и)

2. Работа со скороговоркой (упражнение 215)

- Какой звук в словах лис и лес одинаковый? ([с])

- Какие звуки обозначены буквой л? ([л], [л’])

- Прочитайте скороговорку и потренируйтесь быстро ее проговаривать. Посоревнуйтесь с соседом по парте.

3. Словарный диктант

- Запишите слова и подчеркните буквы, которые обозначают мягкость согласных звуков.

Тополь, колено, лед, Люся, Олеся, нос, слюда, река, сетка, синее, льет, месяц, корешок, журчит, люк, сумерки, тюльпан, полюс, дыня, бутылка.

 

VI. Итог урока

- Назовите пары согласных по твердости - мягкости.

- Какими буквами обозначается мягкость согласных звуков на письме?

- Какая буква в русском языке всегда обозначает мягкий согласный звук?

 

VII. Домашнее задание с инструктажем

Правила на с. 89, 90, упражнение 218.