Урок 104
Тема. Твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных буквами я, ю, есть, и
Цель: углубить знания учащихся о твердые и мягкие согласные звуки; закрепить умение учащихся обозначать мягкость согласных буквами я, ю, есть, и; совершенствовать умение различать твердые и мягкие согласные на слух; обогащать лексический запас учащихся; воспитывать любовь к природе.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний и мотивация обучения
1. Проверка домашнего задания (упражнение 211)
- Какой звонкий и какой парный ему глухой согласный чаще всего случаются в этих скоромовках?
- Какие согласные звуки называются звонкими?
- Какие согласные называются глухими? Приведите примеры.
- Назовите парные звонкие и глухие согласные звуки. Какие звонкие согласные звуки не имеют парных глухих?
- Как произносятся звонкие согласные в конце слова и состава? Приведите примеры.
2. Минутка чистопису
эл ос ва лесная
- Подберите с этими буквосочетаниями такие слова, чтобы в них были мягкие согласные звуки. (Потолок, теленок, осень, росяний, охота). Составьте звуковые модели слов потолок, осень.
3. Игра «Поймай слово с двумя мягкими согласными»
Руководитель игры называет слово, а участники аплодисментами в ладони ловят слова с двумя мягкими согласными.
Дерево, белка, Белянка, дедушка, ребенок, сядь, Ляля, колодец, сегодня, Леля, улица, бетон, школа, окно, школьники, Леня, карандаш, воздух, пенал, тюльпан, рисунок.
III. Сообщение темы и цели урока
- Сегодня мы вспомним, что мы знаем о твердые и мягкие согласные, какими буквами обозначается мягкость согласных на письме.
IV. Работа над изучением нового материала
1. Артикуляційне упражнения (упражнение 212)
- Прочтите вслух слоги парами. Произнесите попарно согласные звуки.
- Какие буквы подсказали вам, что согласные, обозначенные выделенными буквами, надо произносить мягко?
- Прочитайте правило на с. 89 и запомните его.
2. Самостоятельная работа с взаимопроверкой (упражнение 213)
- Какими буквами обозначена мягкость согласных в каждом слове?
3. Работа со стихотворением (упражнение 214)
- С какой просьбой обращается поэт к нивы? Подчеркните обращения.
- Найдите в стихотворении слова с мягкими согласными звуками. Произнесите их.
- В каком слове стиха все согласные звуки мягкие? (Сейся)
- Прочитайте правило на с. 90 и запомните его. Приведите собственные примеры к этому правилу.
4. Физкультминутка
5. Комментируемое письмо (упражнение 215)
- Рассмотрите рисунок и прочитайте стихотворение.
- Из чего видно, что люди бережно относятся к окружающей природе, охраняют ее?
- Спишите выделенные слова. Произнесите мягкие согласные звуки и подчеркните буквы, которые их обозначают одной вертикальной чертой. А буквы, которыми обозначена мягкость согласных, подчеркните двумя черточками.
V. Сакріплення изученного материала
1. Звуко-буквенный анализ слов (упражнение 216)
- Какими буквами обозначены эти звуки? (Т, л, дз)
- А какой буквой обозначена их мягкость? (и)
2. Работа со скороговоркой (упражнение 215)
- Какой звук в словах лис и лес одинаковый? ([с])
- Какие звуки обозначены буквой л? ([л], [л’])
- Прочитайте скороговорку и потренируйтесь быстро ее проговаривать. Посоревнуйтесь с соседом по парте.
3. Словарный диктант
- Запишите слова и подчеркните буквы, которые обозначают мягкость согласных звуков.
Тополь, колено, лед, Люся, Олеся, нос, слюда, река, сетка, синее, льет, месяц, корешок, журчит, люк, сумерки, тюльпан, полюс, дыня, бутылка.
VI. Итог урока
- Назовите пары согласных по твердости - мягкости.
- Какими буквами обозначается мягкость согласных звуков на письме?
- Какая буква в русском языке всегда обозначает мягкий согласный звук?
VII. Домашнее задание с инструктажем
Правила на с. 89, 90, упражнение 218.