Основы философских знаний
Раздел второй ПРОБЛЕМЫ ОНТОЛОГИИ И ГНОСЕОЛОГИИ
ГЛАВА ВТОРАЯ БЫТИЕ
1. Источники и философия проблемы бытия
Понятие бытия.
В философском осмыслении мира исходной категорией является бытие. В понятии бытия фиксируется уверенность человека в существовании окружающего мира и самого человека с его сознанием. Отдельные вещи, процессы, явления возникают и исчезают, а мир существует и сохраняется. Констатация бытия является исходной предпосылкой дальнейшего осмысления мира. Для философского осмысления от зарождения до современности проблема бытия имеет большой интерес. Поиски философского смысла бытия - это не вузькопрофесійне занятие философов, психологов и др., а поиск человеком, по выражению немецкого философа - экзистенциалиста Мартина Хайдеггера, своего дома, преодоление бездомности и осиротілості. Поиск бытия - это поиск корней, прикоснувшись к которым человек может почувствовать силу для преодоления бессмысленности окружающего мира, мужество жить, несмотря ни на что, наконец, почувствовать себя необходимой частью бытия. Эти поиски и является невидимым фундаментом того, что человек называет наукой, искусством, религией, стремлением к счастью, любовью и др.
Что такое бытие? Впервые понятие бытия в философии введено еще в V - IV вв. до н. э. античным философом Парменідом для определения всего того, что имеется за миром чувственных вещей. Обыденное мышление воспринимает понятие быть, существовать, находиться в наличии как синонимы, т.е. близкие по значению. Философия использовала понятия бытия для определения не просто существования, а того, что гарантирует существование. Еще в глубокой древности люди начали терять веру в традиционных богов. Олимп, мифология чаще стали рассматриваться как вымысел. Разрушались основы и нормы мира, основной реальностью которого были боги и традиция. Вселенная уже не казался прочным, надежным: все стало шатким, бесформенным, нестабильным. Человек потерял жизненную опору. Тревоги и страх, что, наверное, чувствовали люди, которые потеряли опоры жизни, надежный мир традиций, веру в богов, стали несомненно ужасными. Людям нужна вера в новую силу, нужен покой, а мятежной неспокойной души людей поставить на место власти богов власть разума, власть мысли.
И бытие - это то, что имеется за миром чувственных вещей. Это мнение. Бытие единое и неизменное абсолютное, не имеет внутри разделения на субъект и объект, бытие есть вся возможная полнота совершенства, среди которых - Истина, Добро, Благо, Свет Бытия не возникло, не уничтожаемо, единое, незыблемое, бесконечное, ничего не требует, лишенное чувств и постигается мыслью, умом. Бытие есть сфера, не имеющая пространственных границ. Бытие есть мысль, разум человека, через который раскрывается содержание мира для человека непосредственно. Философ Древней Греции Сократ считал, что бытие - реальность, которая не является ни природой, ни человеком, это такая реальность, что существует в мышлении. Позже абстрактная мысль, которая только что родилась, слилась с предметно-образным изображением бытия. Такой подход находим у Демокрита, который утверждает: бытие - это атомы. Средневековая философия противопоставляла истинное, божественное бытие и ложно, сотворенное бытие, различая истинное бытие и возможное бытие. Фома Аквинский утверждает: Бог и только Бог один есть бытие истинное, а все остальное - материальное и даже нематериальное имеет ограниченное ненастоящее бытие. В философии эпохи Возрождения начинается отход от позиции средневековой философии. Тогда общепризнанным становится культ материального бытия. В трактовке бытия исходным становится понятие тела, что связано с развитием натуралистично объективных концепций бытия, в которых природа рассматривается вне отношения к ней человека, как некоторый механизм, действующий сам по себе.
В XVII - XVIII вв. для учения о бытии характерный субстанціональний подход, когда фиксируются субстанция и ее свойства. Для европейской философии бытие - предметно сущее, противостоит и предшествует знанию. Бытие ограничивается природой, миром естественных тел, а духовный мир уставом бытия не обладает. Наряду с натуралистической линией, отождествляет бытие с физической реальностью и исключающей сознание из бытия, формируется иной способ его толкования. В исходном тезисе Рене Декарта, с которого ведет отсчет философия XVIII - XIX вв., - «мыслю, значит существую». За таким высказыванием прослеживается концепция сущности бытия, связанного с сознанием. Рене Декарт объяснял, что мысль бытием, а творцом мысли является Человек. Это означает, что бытие стало субъектом. У родоначальника немецкой классической философии Иммануила Канта бытие не есть общезначимый способ понятий и суждений, а «бытие не есть реальный предикат, иными словами, бытие не есть понятие о чем-то таком, что могло бы быть прибавлено к понятию вещи». В идеалистической системе Георга Гегеля бытие рассматривается как первая, непосредственная ступень в восхождении духа к самому себе. Итак, тогда в философии сформировалось учение о бытие как такое, которое получило название онтология. Иногда онтология отождествляется с метафизикой, но чаще рассматривается как ее основополагающая часть, как метафизика бытия.