Урок 102
Тема. Произношение и написание слов со звонкими согласными в конце слова и состава перед глухими. Составление устного рассказа по рисунку
Цель: углубить знания учащихся о звонкие и глухие согласные в русском языке; сформировать навык правильного произношения звонких согласных в конце слога и слова; развивать орфоепічну четкость; воспитывать внимательность и исполнительность.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний и мотивация обучения
1. Проверка домашнего задания (упражнение 194)
- Прочитайте текст, который вы записали.
- Объясните, почему вы вставили именно такие буквы.
- Произнесите в выделенных словах звонкие согласные.
- Назовите в этих словах глухие согласные.
2. Минутка чистопису
уз ис уб березка
- Подберите слова с данными буквосочетаниями. (Тыква, нос, чуб)
- Разделите эти слова на слоги, четко произнося каждый согласный звук. (Гар-буз, нос, чуб, бе-рез-ка)
3. Запись стихотворения по памяти (упражнение 195)
- Прочитайте стихотворение вслух и объясните его название.
- Какими звуками отличаются выделенные слова? (С-с, б-п)
- Выучите наизусть первые две строки стихотворения и запишите их по памяти.
III. Сообщение темы и цели урока
- Сегодня мы будем учиться правильно произносить слова со звонкими согласными звуками в конце слога и слова. В украинском языке нельзя одинаково произносить название маленькой козы - коза и тоненькой косы - косичка. Эти слова должны звучать врозь. Мы будем тренироваться это делать.
IV. Работа над изучением нового материала
1. Комментируемое письмо (упражнение 197)
- Прочитайте предложение, четко выговаривая звонкие согласные перед глухими в выделенных словах.
- Выпишите эти слова, разделите на слоги.
- Подчеркните буквы, обозначающие звонкие согласные в конце состава. (Следи-ки, се-реж-ки, бе-рез-ки, дуб-ки, гриб-ки, ма-ко)
- Прочитайте правило на с. 82 и запомните его.
2. Отгадывание загадок (упражнение 196)
- Прочитайте и отгадайте загадки.
- Прочитайте выделенные слова, четко произнося в них последний звук.
- Запишите слова, которые оканчиваются на звонкий согласный звук. Подчеркните последнюю букву в каждом слове. (Виз, советов, дуб, зуб, вокруг, луг)
- Четко произнесите соответствующие звуки.
- Проверьте друг друга.
3. Работа с деформированным текстом (упражнение 202)
- Прочитайте предложения и запишите их в таком порядке, чтобы получился связный текст.
- Подчеркните слова, в которых есть слоги, оканчивающиеся на звонкий согласный. Правильно произносите эти слова.
4. Устная работа с текстом (упражнение 203)
- Подготовьтесь к выразительному чтению текста. Подумайте, быстро или медленно вы будете читать? Почему именно так?
- Читая, громко произносите звуки, обозначенные выделенными буквами.
- Что это за гость пожаловал на пасеку? Запишите его название.
- Как вы его узнали? Какую иллюстрацию можно нарисовать к тексту? Расскажите.
- Выпишите парами слова, близкие по значению.
- Какая разница между близкими по значению словами идет и движется, ест и лакомится?
- Прочитайте поговорку. О ком так говорят?
- Выделенное сравнение замените одним словом.
5. Физкультминутка
V. Сакріплення изученного материала
1. Распределительный диктант
- Запишите в первый столбик слова со звонкими согласными, а во второй - только с глухими.
Дядя, тетя, колокол, бочка, здесь, жить, дуб, зуб, шить, суп, колесо, телега, рад, лопата.
2. Артикуляційне упражнения (упражнение 198)
- Прочитайте, отчетливо выговаривая звонкие согласные звуки в конце слова и состава.
- С выделенными словами устно составьте предложение.
- Подберите к ним слова, противоположные по значению.
- Как вы понимаете пословицу?
VI. Итог урока
- Назовите звонкие согласные украинского языка.
- Назовите глухие согласные.
- Назовите пары согласных по звонкостью - глухістю.
- Что вы запомнили о произношении звонких согласных в конце слова и состава? Приведите примеры.
VII. Домашнее задание с инструктажем
Правило на с. 82, упражнение 206.