Платон Афинский (427 - 347 до н. э.) - древнегреческий мыслитель, ученик Сократа. Происходил из знатного афинского аристократического рода Кодридів, в молодые годы посетил Кірену, Египет, Южную Италию и Сицилию, после смерти Сократа (399 г. до н. э.) переехал в Мегары, а затем вернулся в Афины, где основал собственную школу - Академию (387 г. до н. э.), которая просуществовала почти тысячу лет и была закрыта императором Юстинианом только в 529 г. Из произведений П. до нас дошло 23 работы, из которых политологический смысл имеют "Государство", "Критий", "Политика", "Законы" и др. П. заложил основы политической философии, разработал концепцию идеального государства, которая может быть построена по принципам его этического учения представление о душе. Душа состоит из трех элементов (ум, воля, чувствительность), которым соответствуют три добродетели - мудрость, мужество и сдержанность. Эти нравственные устои дали возможность П. сформулировать политические принципы управления: солидарность, коллективизм, равенство, которые должны опираться на политические знания, искусство властвования, политическую идеологию, государственный строй, политическую свободу и справедливые законы. Справедливость для П. - высочайшая добродетель, объединяющую мудрость, мужество и сдержанность. В идеальном государстве П. ("Государство", "Законы") идея общественного блага оценивается выше, а государственное управление базируется на справедливости, которая обеспечивает счастье каждому человеку и обществу в целом. Само общество состоит из трех сословий: философов, призванных управлять государством; воинов - защитников государства; демиургов - земледельцев, ремесленников и купцов. Рабы и чужеземці не имеют гражданских прав. Философы и воины освобождаются от всяких материальных забот, живут на государственном обеспечении, лишены права иметь семью и частную собственность, а их детей, которые не знают своих родителей, воспитывает государство. Демиург могут иметь частную собственность и семью, хотя образ их жизни регулируется государством, которому они поставляют материальные блага, но не принимают участия в политической жизни. По своей экономической сущности государство П. - крестьянская, а ее размеры не превышают территории обычного полиса (количество полноправных граждан - 5040 человек). По политическому устройству это рабовладельческое государство, которое напоминает досолонівські Афины или лікургівську Спарту. Фактически проект идеального государства П. не выходит за рамки полисного строя, в котором есть народное собрание (все полноправные граждане), выборная рада (360 человек), выборные правители (37 человек), "ночные сборы" (10 человек).
В своих политических диалогах П. определил 8 форм государственного правления. Половина из них соответствует его утопической идеи идеального государства. Это "истинное правление"; законная монархия (царская власть); аристократия (законная власть немногих); законная демократия. Лучшей государственной формой П. является аристократия. До неправильных, искаженных типов государственного правления П. относит: тимократию (господство прожорливых воинов - честолюбцев); олигархия (господство кучки богачей); демократию без законов (власть бедноты); тиранию (власть диктатора, который приходит на смену незаконной демократии). В целом П. определяет политику как "царское искусство", основанное на знаниях и таланте править людьми. В случае наличия того, кто владеет "царским искусством", законы не нужны (истинное правления). Во всех других случаях надо руководствоваться как природными, так и писаными законами. Он сравнивает политическое искусство с искусством ткацкого станка, искусством плести политическую ткань, которая сочетала бы мужественных, счастливых, взвешенных и дружественных единомышленников. Законы должны устанавливаться для всеобщего блага и не могут иметь корпоративного характера. Они должны ограничивать как власть правящих, так и свободу подчиненных на основе строгой регламентации.
Основные политические идеи П. можно обобщить так: была разработана концепция полиса, четырех стадий его развития и упадка; обосновано положение о человека как общественное существо; создано учение о естественном и общественное разделение труда как основу общественной стратификации; обоснована концепция идеального государства, основными характерными признаками которой являются мужество, мудрость, самодостаточность, справедливость и равенство; предложена модель государственного устройства, в которой регламентация жизни граждан приобретает всеобщего, тотального характера; утверждалось, что основой государственного строя должны быть детальные и суровые законы и всесторонняя законопослушность граждан. Взгляды П. на политику, государство и другие общественные дела, хотя и является несколько утопическими, имеют также положительные черты, в частности понимание тесных и глубоких связей между свободной личностью и государственной организацией. В этом дальновидность и научное новаторство выдающейся личности давности.
Асмус В. Платан. - М., 1975; Лосев А. Ф. Жизненный и творческий путь Платона // Сочинения: В 3 т. - М., 1968; Платон. Сочинения: В 3 т. - М., 1968; Политологический энциклопедический словарь: Учеб. пособ. для студ. высш. учеб. завед. - К., 1997; Политология / под ред. проф. Ф. М. Кирилюка. - К., 2004.
А. Пахарев