Урок 101
Тема. Звонкие и глухие согласные. Произношение и написание слова космонавт
Цель: дать представление о дифференциации согласных по способу создания, по звонкостью - глухістю; учить распознавать звонкие и глухие согласные; развивать орфоепічну грамотность; воспитывать патриотические чувства.
ХОД УРОКА
I. Врганізаційний момент
II. Актуализация опорных знаний и мотивация обучения
1. Проверка домашнего задания (упражнение 188)
- Зачитайте слова с двумя звуками. (Я) С тремя. (Сон, что, он, клюв, лес, овод) С четырьмя. (Дождь, шмель, яма, щит) С пятью. (Щука, юноша, еж)
- В каких словах звуков больше, чем букв? (Я, что, дождь, яма, щит, щука, юноша, еж). Почему?
- В каких словах звуков меньше, чем букв? (Клюв, овод, шмель) Почему?
- Чем отличаются согласные звуки от гласных?
- Произнесите несколько согласных звуков и назовите буквы, обозначающие их на письме.
- Какие звуки обозначает буква щ?
- Произнесите звуки, обозначаемые буквосочетание дж, дз.
2. Минутка чистопису. Словарная работа
осм вт космонавт
- Напишите и проанализируйте свою работу.
- Кто такой космонавт? (Человек, которая совершила полет в космос)
- Назовите имя первого в мире космонавта. (Юрий Алексеевич Гагарин)
- А Леонид Каденюк - первый украинский космонавт. Так что и Украине есть кем гордиться. Запишите предложение.
Леонид Каденюк, украинский космонавт.
Составьте звуковую модель слова космонавт. Поделите его для переноса. Назовите гласные звуки. Назовите согласные звуки. Как их можно охарактеризовать? (Они все твердые.)
III. Сообщение темы и цели урока
- Сегодня мы узнаем, по каким еще признаком делятся согласные в русском языке. (За звонкостью - глухістю) Мы будем учиться их распознавать, а также будем составлять описания предметов.
IV. Работа над изучением нового материала
1. Исследовательская работа (упражнение 189-190)
- Приложите ладошку к гортани и четко произнесите звуки парами. Во время произношения которых звуков вы слышите голос и шум?
- А какие звуки образуются только с участием шума, без голоса?
- Прочитайте правило на с. 79.
- Рассмотрите таблицу парных звонких и глухих согласных звуков.
- Прочитайте таблицу остальных согласных, что не образуют пар.
- Убедитесь, что все согласные звуки украинского языка принадлежат к глухих или звонких звуков.
2. Комментируемая работа (упражнение 191)
- Прочитайте слова. Замените по образцу звонкий согласный звук обозначен выделенной буквой, парным глухим. Объясните, как изменилось значение слова.
Ливень (сильный дождь) - слива (фрукт)
Шишка (на лбу) - шар (земной)
жить (в мире) - шить (иглой)
горы (огнем) - хоры (поют)
бить (палкой) - пить (воду)
дітоньки (дети) - тети (тетя)
3. Работа с текстом (упражнение 192)
- Прочитайте текст и найдите в нем зачин, основную часть и концовку.
- Приходилось ли вам слышать о первом человеке, который хотел долететь до Солнца? Может, вы слышали легенду об Икаре?
(Рассказать детям легенду об Икаре.)
- А кто стал первым в мире летчиком-космонавтом?
- А первым украинским космонавтом?
- Выпишите из текста предложения о первого космонавта.
- Произнесите отдельно звонкие и глухие согласные звуки в словах корабли, облетел Землю. В каком из этих слов все согласные звуки лишь звонкие? (Землю)
4. Физкультминутка
V. Закрепление и систематизация знаний
1. Зрительно-слуховой диктант
Стремительно выбежали на гору
Две подружки белокорые.
Дождик им полощет косички.
Зовут этих подружек. (березки).
2. Отгадывание загадок (упражнение 193)
- Отгадайте загадку и напишите отгадку.
- Произнесите в слове-відгадці звонкий и глухие согласные звуки.
- Какие еще слова можно образовать из букв этого слова? (Карета, катер, карта, рак, катар, трек, так...)
VI. Итог урока
- По каким признакам делятся согласные звуки?
- Может ли один и тот же звук быть то звонким, то глухим?
- Назовите пары согласных по звонкостью - глухістю.
- Какие звуки называются звонкими? А глухими?
VII. Домашнее задание с инструктажем
Упражнение 194, таблицы согласных с. 79, 80, правило с. 79.