ДОЛЯ
1. ПРОБЛЕМА ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО СТАТУСА ЧАСТИЦ
Термин «частицы» употребляется в широком и узком смысле. При широком истолковании он отождествляется со всеми служебными словами. В.В. Виноградов, в частности, семи частям речи противопоставил категорию частиц речи, охватывающих собственно частицы, связки, предлог и союз. Долями языка он называет классы таких слов, которые не имеют вполне самостоятельного реального или материального значения, а предоставляют в основном дополнительных оттенков значением других слов, групп слов, предложений или же служат для выражения грамматических (а значит, и логических, и экспрессивных) отношений Широкое понимание понятия «доли» считается старым и таким, что уже вышло из грамматического употребления.
В узком смысле термин «доли» («доля») употребляется для обозначения отдельной служебной части речи - такого класса служебных слов, которые предоставляют дополнительных семантических оттенков определенному слову или предложению в целом. Этот подход стал распространенным в традиционном языкознании. В рамках узкого подхода классификационный статус частиц определяется по-разному. Большинство языковедов ставит доли в один ряд с другими классами служебных слов, потому что они так же не имеют собственного лексического значения2 и выполняют только синтаксические функции. Остальные ученых противопоставляет доли другим служебным словам на том основании, что они, придавая реальному значению самостоятельных слов дополнительных семантических оттенков, выполняют семантическую, а не синтаксическую функцию. Отдельные частицы даже идентифицируются с словообразовательными афіксами - префиксами и суффиксами.
Если в предшествующей грамматической традиции доли имели преимущественно статус слова, то в последнее время некоторые лингвисты квалифицируют их как аналитические синтаксические морфемы3. Статус, морфемы синтаксической сферы доли получили потому, что они, подобно синтетических морфем, не имеют лексического значения, но, в отличие от них, не функционируют в составе морфологического слова, а обслуживают в основном сферу синтаксического слова и сферу синтаксической единицы - конструкции - предложения, выделяя и подчеркивая тему или рему при актуальном членении предложения или создавая тип предложения по коммуникативной целью, выполняя тем самым различные коммуникативные задачи, что свидетельствует о сугубо синтаксическое назначение частиц, ср. предложения, в которых доли выделяют рему или тему: Преподаватель // только контролирует работу студентов (коммуникативная задача - что делает преподаватель), Преподаватель контролирует //только работы студентов (коммуникативная задача - что контролирует преподаватель), Контролирует работу студентов Ц только преподаватель (коммуникативное задание - кто контролирует работу студентов); Дети же// сказали правду и Сказали правду //дети (коммуникативное задание - кто сказал правду), а также предложения коммуникативные типы которых по цели высказывания создают доли: «- сохранилась колыбелька, в которой вигойдалося столько детишек? - Конечно, есть,- улыбается женщина,- вон там в уголке прикрыта рябчунцем. Сколько пела я над ней колыбельных» (В. Скуратовский).