Стоимость - воплощенный и овеществленный в товаре общественный труд; экономическая категория, которая выражает отношения между субъектами хозяйственной деятельности, которые связаны общественным разделением труда и обменом товарами и услугами. Современная экономическая наука характеризуется отсутствием единых методологических подходов в трактовке категории В. Наиболее известными теориями В., которые оставили заметный для науки следует, являются: теория спроса и предложения; теория полезности; теория издержек производства; теория трех факторов производства; теория трудовой стоимости: теория конституированной стоимости; теория предельной полезности. Кроме того, есть немало концепций В., в которых воплощены попытки синтезировать отдельные положения вышеназванных теорий. В отечественной экономической науке в течение длительного времени монопольное положение занимала теория трудовой стоимости, согласно которой стоимость товаров определяется затратами общественно необходимого труда. В последние годы теория трудовой стоимости подвергается критике в отечественной литературе. Главные аргументы сводятся к тому, что данная теория И. недооценивает роль субъективных факторов, которые находятся на стороне спроса, в процессе определения величины стоимости и формирования ее конечной формы проявления - цены, а следовательно, способствует образованию перекосов в структуре народного хозяйства и стимулирует затратность экономики. В зарубежной экономической литературе распространенным является трактовка стоимости с позиций теории трех факторов производства, согласно которой в создании стоимости участвуют труд, капитал и земля. Каждый из них создает в процессе производства соответствующую часть стоимости, что проявляется в форме заработной платы, прибыли и ренты. Одной из ведущих в западной экономической литературе является концепция, что синтезирует основные положения теории трудовой стоимости и теории предельной полезности. Методологический подход к такого синтеза был обоснован английским экономистом А. Маршалом и выдающимся украинским экономистом М. И. Туган-Барановским. Американский экономист П. Самуэльсон получается, в частности, из того, что рыночная цена формируется под влиянием спроса и предложения. Величина спроса определяется предельной полезностью вещей, а величина предложения - издержками производства