География
Уроки по географии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ

 

Раздел первый

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ

Тема 3. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И ЗАДАЧИ СЕГ

 

2. Задача СЕГ на современном этапе

С учетом современного этапа развития СЕГ можно сформулировать следующие основные задачи:

1) активизация фундаментальных исследований, развитие теории, поиски новых закономерностей территориальной организации общества, особенно при переходе к рыночным условиям (как это имеет место в постсоциалистических странах) - до постиндустриального и информационного общества (в высокоразвитых странах);

2) декоммунизация СЕГ. Это чрезвычайно сложный процесс. Необходимо избавиться от марксистских методологических основ науки. Следует заново пересмотреть терминологию, понятия и теории, которые "обоснованные" цитатами из трудов Маркса, Энгельса и Ленина; отбросить способ мышления, построенный на марксистско-ленинских догмах. Например, в экономической географии человек рассматривалась только как фактор (трудовой ресурс, а затем - потребитель) развития и размещения производства. В наше время эту истину надо поставить с головы на ноги: именно производство является средством развития человека. Вместо подсобного элемента человек должен стать ядром социально-экономико-географического исследования. Специфические слова - термины - "совєтизми" необходимо изъять из употребления: например, "трудовой коллектив", "трудящиеся", "народы Украины", "Украина - многонациональное государство" (якобы в Украине, кроме украинской и татарской нации, проживает еще много других наций), "Польша, Словакия и т. д. - страны Восточной Европы". Даже в структуре экономико - географической характеристики страны не всегда целесообразно ставить на первое место тяжелую индустрию, как это делали в советский период, и многое другое;

3) изучение экономической и социальной географии мира и социально-экономико-географических аспектов глобальных проблем человечества в современных условиях, когда распались последние крупнейшие империи, особенно советская. Появление на постсоветском пространстве новых государств Европы и Азии существенно меняет не только геополитическую и геоэкономическую ситуацию на евроазиатском континенте, но и во всем мире. Глобальные дезинтеграционные и интеграционные процессы не снимают с повестки дня исследования таких структурных сфер человеческой цивилизации, как демографическая, социальная, экономическая, политическая, культурная, научная и др., отдельно или в их географическом связи;

4) активизация исследований по экономико - и социально-географического страноведения. Возникает необходимость осуществить новую, лишенную идеологического подложу типологию стран мира (деление их на капиталистические, социалистические и развивающиеся). Главное здесь - это украинизация СЕГ. Она заключается в следующем:

а) основное внимание в географическом країнознавстві следует сосредоточить на исследовании самой Украины, которая пока что является своего рода "белым пятном" на социально-экономической карте мира; б) глобальные процессы и закономерности следует изучать не только в контексте исследования зарубежных стран, но и Украины, трактуя ее, как носителя этих процессов и проблем;

в) отдельные страны изучать не сами по себе, а в контексте их связей в первую очередь с Украиной (разумеется, и с другими государствами);

г) большое внимание следует обратить на географические термины и названия, которые должны соответствовать нормам украинского литературного языка (особой является проблема дерусификации географических названий); чрезвычайно важной в СЕГ мира есть транскрипция иностранных географических названий на украинском языке;

д) изучать и популяризировать вклад отечественных ученых - географов - свето -, страна - и краеведов, путешественников. Например, мало или совсем не исследована экономико - географическая наследие таких оригинальных ученых - украинцев, как профессор Валентин Садовский, Владимир Огоновский, Николай Шраг и др. Необходимо наиболее полно исследовать вклад географов - чужаков в изучение Украины, начиная от Геродота с Галікарнаса, а также географов - украинцев - граждан зарубежных стран (профессора Иван Плотник, Роман Дражньовський, Игорь Стебельский и др.).