КИНЕМАТИКА
Урок № 10
Тема. Тематическая аттестация разделу «Основы кинематики»
Цель: проверить знания учащихся о кинематические величины и связи между ними; умение строить и читать графики изменения кинематических величин, применять формулы для решения конкретных задач; учить строить рассказ по структурно-логической схеме, по развернутым планом, составлять таблицы элементов знаний о физические явления, величины; с целью формирования диалектико-материалистического мировоззрения подчеркнуть основные свойства механического движения; показать политехническую направленность материала из кинематики.
Тип урока: урок контроля и коррекции знаний.
Наглядность: презентации учеников.
ХОД УРОКА
I. Мотивация учебной деятельности
Отчитываются ученики, которые подготовили интересные примеры на решение основной задачи механики по данным из транспортной, промышленной и сельскохозяйственной техники, космонавтики и т.д. Такие примеры подбирают заранее, применяя сеть Интернет.
II. Тематическая контрольная работа
Начальный уровень
Вариант 1
1. Как движется тело во время свободного падения?
2. Начальная и конечная скорости движения тела соответственно равны 15 и 10 м/c. Как движется это тело?
3. В каком направлении улетают искры во время точение ножа на вращающемся гострильному камни?
Вариант 2
1. По какой траектории движется тело, брошенное под углом к горизонту?
2. Какие тела движутся прямолинейно: а) выпущенный из рук камень; б) Луна по своей орбите; в) поезд метро вдоль платформы станции?
3. Как движется тело, брошенное вертикально вверх?
Средний уровень
Вариант 1
1. Как изменится время полета тела, брошенного горизонтально с некоторой высоты, если скорость бросания уменьшить вдвое?
2. Проекция скорости движения задана уравнением x = 8 - 2t. Запишите уравнение для проекции перемещения и определите, через какое время скорость тела станет равна нулю.
3. За какое время камень, начавший свое падение без начальной скорости, пройдет путь 80 м?
Вариант 2
1. Какую форму должна иметь траектория точки, чтобы пройденный этой точкой путь равнялся модулю перемещения?
2. При каких условиях движение тела по окружности является равномерным?
3. Тело брошено вертикально вверх со скоростью 25 м/c. Какую скорость будет иметь тело через 2 с?
Достаточный уровень
Вариант 1
1. Два камня выпущенные из рук друг за другом с той самой высоты. Будет ли меняться расстояние между ними? Ответ объясните.
2. Средний радиус Земли составляет 6400 км. Определите линейную скорость вращения точки, лежащей на экваторе, в ходе вращения Земли вокруг своей оси.
3. Поезд, двигаясь со склона, прошел за 20 с путь 340 м и развил скорость 19 м/c. С каким ускорением двигался поезд и какой была скорость в начале уклона?
4. Тело брошено вертикально вверх со скоростью 0. На какой высоте скорость тела уменьшится по модулю в три раза?
Вариант 2
1. Докажите, что средняя скорость во время движения тела, брошенного вертикально вниз, равна полусумме начальной и конечной скоростей на участке его движения.
2. Бочку диаметром 50 см перекочуют на расстояние 4 м за 8 с. Чему равна линейная скорость крайних точек обода бочки? Чему равна скорость оси вращения этой бочки?
3. Склон длиной 100 м лыжник прошел за 20 с, двигаясь с ускорением 0,3 м/c2. Какой была скорость лыжника в начале и в конце уклона?
4. Тело брошено вертикально вверх с высоты 20 м с начальной скоростью 3 м/c. На какой высоте окажется тело через 2 с после начала движения?
Высокий уровень
Вариант 1
1. Два тела одновременно свободно падают: один - с высоты H , другое - с высоты H + h. Докажите, что во время своего движения они будут находиться в покое относительно друг друга.
2. Минутная стрелка в 3 раза длиннее секундной. Каково соотношение между линейными скоростями концов этих стрелок? Между их угловыми скоростями?
3. Под каким углом к горизонту брошено тело, если проекция вектора начальной скорости на ось Ox равна 10 м/c, а на ось Oy - 17 м/c? Какой была начальная скорость тела?
4. Тело падает вертикально вниз с высоты 20 м без начальной скорости. Определите: а) путь, пройденный телом за последнюю секунду падения; б) среднюю скорость на всем пути; в) среднюю скорость на второй половине пути.
Вариант 2
1. Докажите, что во время свободного падения тела пути, которые оно проходит за одинаковые промежутки времени, относятся друг к другу как последовательный ряд нечетных чисел.
2. Сравните периоды вращения, частоты вращения и угловые скорости секундной, минутной и часовой стрелок часов.
3. Мальчик ныряет в воду с крутого берега высотой 5 м, имея после разбега скорость б м/c, направленную горизонтально. Каковы модуль и направление скорости мальчика при достижении им поверхности воды?
4. Тело бросают вертикально вверх. Каковы начальная скорость и время движения, если на высоте h тело побывало дважды с интервалом t с.
III. Итог урока
На следующем уроке каждому ученику сообщать оценку, в которой будет учтен результат выполнения предыдущей работы дома, письменной работы, а также участие в работе на уроках.
IV. Домашнее задание
Заполнить сравнительную таблицу кинематических величин.
Сводная таблица сравнения кинематических величин и формул
Вид движения |
Перемещение |
Скорость |
Ускорение |
Координата |
Прямолинейное равномерное движение |
|
x = const |
aх = 0 |
|
Прямолинейное движение рівноприскорений |
|
|
aх = const |
|
Равномерное движение по окружности |
Вектор направленный под углом к вектору |
Скорость меняется только по направлению
|
Ускорение изменяется по направлению
|
|
График скорости |
График ускорения |
График координаты |
График пути |
Равномерное движение (ax = 0) |
|
|
|
|
Рівноприскорений движение (ax > 0) |
|
|
|
|
Рівноприскорений движение (ax 0) |
|
|
|
|