Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНАЯ РЕЧЬ 4 КЛАСС
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Урок 10

Тема. Текст-повествование

 

Цель: расширять представление о тексте, ознакомить с признаками текста-повествования, учить выделять из ряда текстов других видов; дать представление о диалоге; учить оформлять диалог на письме; развивать навыки выразительного чтения, умение расставлять смысловые ударения, интонационно выделять основную мысль произведения; воспитывать чувство патриотизма.

Оборудование: карточки индивидуального опроса.

ХОД УРОКА

I. Индивидуальный опрос

Один ученик зачитывает свой план, остальные вносят дополнения и уточнения. Второй ученик зачитывает составленную рассказ. Ученики слушают рассказ и, стуча карандашом по столу, подают знак, что закончился абзац. Рассказчик следит за интонационным выделением абзацев.

2. Работа с карточками

Карточка 1

Найди в тексте недостатки и исправь их. Запиши исправленный текст.

Моя сестра - врач. Сестра любит свою профессию. К сестре часто обращаются за помощью. Сестра чутко относится к больным. Люди всегда благодарны сестре за доброе сердце.

 

Карточка 2

Составь и запиши текст из представленных предложений. Подбери название.

Из надломленной ветки сльозиться сок. Ласково пригревает солнышко в лесу. Однако она слышит каждый шорох, каждый тревожный звук. Уже набухли почки на деревьях. Вышла на опушку леса старая лосиха с длинноногим лосеням. Задремала против солнца.

 

Карточка 3

Из слов каждой строчки составь и запиши предложения. Дай название составленному тексту.

Севера, с, резкий, для, ветер.

Деревьев, с, желтое, листья, падает.

Днем, мелкий, и, ночью, дождь, моросит.

С, пройдут, неба, крики, прощальные, журавлей.

Иней, деревьях, утром, на, появился.

 

II. Актуализация опорных знаний и мотивация обучения

Учитель предлагает одному из учеников, которые работают с карточками, обнародовать составленный текст.

- Какова тема этого текста?

- Соответствует ли подобрана название теме текста?

- А какова цель этого текста? (Ученики высказывают разные предположения.)

 

III. Объявление темы и цели урока

- Итак, сегодня на уроке мы начнем разговор о том, какую цель может ставить автор при составлении того или иного текста, какие существуют типы текстов с целью.

 

IV. Первичное восприятие и осознание нового материала

1. Определение закономерности группы

Америка - табак, помидор, картофель.

Китай - фарфор, порох.

- Как вы думаете, что соединяет эти слова в группы?

- Сделайте предположение относительно отсутствующего слова.

2. Устное коллективное выполнение упражнения 35

- Узнайте об этом из упражнения 35 (1, 2).

- Что же еще подарили миру китайцы?

- Определить цель этого текста.

3. Аналитическая работа

- Сравните текст, составленный вашим товарищем, и текст из упражнения 35.

- Можно сказать, что они одинаковые по теме? А за целью? Объясните.

- Сделайте вывод, узнайте из правила на с. 20, как называются такие тексты.

- Внесите уточнения к теме нашего урока.

4. Самостоятельная обработка упражнения 35(4)

 

V. Закрепление и систематизация знаний

1. Соревнования между парнями и девушками (за упражнением 36)

Провести работу по определению главной мысли произведения, найти слова, которые передают главную мысль, посоревноваться в выразительном чтении.

- Так какие слова надо было выделить голосом?

- А для чего это делать?

2. Вправление в диалогическом речи (за упражнением 37, с. 21)

Задачи 1, 2 проработать коллективно. Затем предоставить время для проработки диалога в паре. Выслушать пары, которые желают обнародовать результаты своей работы.

3. Комментарий к домашнему заданию

 

VI. Итог урока

Учитель предлагает еще одному ученику, который работал с индивидуальной карточкой, обнародовать составленный текст.

- Можно ли считать этот текст рассказом? Докажите.

 

VII. Домашнее задание

С. 20, 21, правила; упражнение 38.