МИР, В КОТОРОМ ТЫ ЖИВЕШЬ
УРОК 10 Как человек изучает природу?
Тема. Как человек изучает природу?
Цель: обучать учащихся проводить опыты и наблюдения; раскрыть понятие «опыт», «наблюдение»: объяснить различие между наблюдением и опытом как разными способами получения ответов на вопросы об окружающем мире; учить проводить наблюдения и опыты с целью определения признаков предметов с помощью органов чувств; развивать практические навыки, наблюдательность; воспитывать познавательный интерес.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и цели урока
- Приходилось ли вам наблюдать за природой?
- Что интересного вы запомнили?
- Сегодня на уроке вы узнаете, что для изучения природы нужно уметь наблюдать и проводить опыты.
III. Восприятие и осознание нового материала
1. Работа по учебнику (с. 24)
- Рассмотрите рисунки и фотографии на с. 24.
- Что на них изображено? Составьте предложения.
- Где вы видели такие приборы?
- Назовите изображенные приборы. Для чего их используют? Составьте предложения.
- Вспомните, что вам помогает познавать природу и окружающий мир?
Запомните! Для изучения природы проводят наблюдения, опыты и практические работы. Для наблюдений часто используют разнообразные приборы.
2. Физкультминутка
IV. Обобщение и систематизация полученных знаний
1. Продолжение работы по учебнику (с. 25)
Исследовательская лаборатория
- Узнайте: какой вид имеют детали мелких предметов?
- С помощью какого прибора можно увидеть мелкие части листочков и цветов?
- Маленькие тела и мелкие части тел изучают с помощью увеличительных приборов. Простым увеличительным прибором является перхоть.
Лупа или увеличительное стекло, является одним из наиболее простых приборов, с помощью которых человек расширяет возможности своего зрения.
Перхоть приносит человеку большую пользу. Ее постоянно используют в своей работе часовщики, мастера, что имеют дело с различными мелкими механизмами, и работники многих других профессий.
- Рассмотрите в лупу. Она состоит из ручки и увеличительного стекла.
Перхоть - ваш помощник в исследовании мелких деталей предметов. Помещая лупу между глазом и рассматриваемым предметом, вы видите этот предмет в увеличенном виде и получаете тем самым возможность разглядеть такие детали предмета, которые ускользают от невооруженного глаза.
Работа в парах
- Вместе с соседом по парте рассмотрите с помощью лупы разрезанное яблоко или кленовый или березовый листок. Расскажите, что вы увидели.
2. Выполнение практических заданий
- Рассмотрите через лупу буквы в книге, кожу на руке, края листочков растений. Расскажите, что вы увидели.
- С помощью лупы рассмотрите песчинки, свою ладошку, линию, проведенную карандашом в тетради. Расскажите, что вы увидели.
Игра «Закончи предложение»
Для того, чтобы увидеть мелкие предметы, нужна....
Задачи для друга природы
- Расскажите, как вы собираетесь изучать природу.
V. Итог урока
- Что нового вы узнали на уроке?
- Для чего проводят наблюдения и опыты? (Для исследования природы)
- Что вам помогает познавать природу и окружающий мир?
- Что используют для наблюдений? Приведите примеры. (Разнообразные приборы: термометр, весы, часы, линейка, бинокль и т.д.)
- С помощью чего изучают маленькие тела и мелкие части тел?
Приложение к уроку 10
Работа по рисункам
- Найдите предметы, которые увеличивают изображения, которые воспринимаются глазом.