География
Уроки по географии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ УКРАИНЫ 8 КЛАСС.
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Раздел И. УКРАИНА И ЕЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

ТЕМА 3. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ УКРАИНЫ

 

УРОК 10. ВЫДАЮЩИЕСЯ УКРАИНСКИЕ ГЕОГРАФЫ. СОВРЕМЕННЫЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ УКРАИНЫ

 

Тема. Географические исследования Украины в ХХ ст. Роль в изучении природы и хозяйства Украины. Вернадского, С. Рудницкого, Г Высоцкого, П. Погребняка, Бы. Срезнєвського, В. Бондарчука, В. Кубийовича и др. Современные географические исследования. Украинское географическое общество.

Учебная цель: ознакомить учащихся с историей географических исследований территории Украины в ХХ ст.; осветить основные направления современных географических исследований; продолжить формирование навыков самостоятельного освоения знаний, работы с дополнительными источниками знаний.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: физическая карта Украины, портреты исследователей.

Опорные и базовые понятия: географические исследования, источники географических знаний, Украинское географическое общество, Национальная Академия наук Украины, отраслевые научно-исследовательские институты.

ХОД УРОКА

И. Организационный момент

 

II. Проверка домашнего задания

Назовите периоды географического познания территории Украины, указав их основные направления, методы и способы организации исследований.

 

III. Актуализация опорных знаний, умений и навыков учащихся

• Какое значение для географического познания Земли имело создание географических обществ и академий наук разных стран?

• Из предыдущих курсов географии вспомните основные направления современных географических исследований Земли.

• В каких международных научных организациях и исследованиях, посвященных изучению Земли, Украина участвует?

 

IV. Мотивация учебной и познавательной деятельности

На протяжении длительного периода познания природы территории Украины был накоплен немалый материал. В ХХ в. встал вопрос не только об усовершенствовании эти знания, но и обобщения, их систематизации. Это требовало как енциклопедичності знаний отдельных исследователей, так и объединение их усилий.

 

V. Изучение нового материала

1. 1918 г. - создание Украинской Академии наук

2. Географы - исследователи ХХ ст.

• В. И. Вернадский (1863-1945 гг.) - первый президент Академии наук Украины, выдающийся геохимик, основоположник теории о биосфере, руководитель комиссии по изучению природных богатств Украины.

• С. Л. Рудницкий (1877-1937 гг.) - полевой исследователь и географ-теоретик широкого профиля (геоморфолог, геополитик, картограф, краевед, педагог), основатель и первый руководитель Украинского научно-исследовательского института географии и картографии, основатель национальной школы комплексной физической географии.

• Г. М. Высоцкий (1865-1940 гг.) - географ-энциклопедист, исследователь взаимосвязей различных природных компонентов, основатель ландшафтоведения, одним из первых начал изучать влияние хозяйственной деятельности человека на растительный покров.

• П. С. Погребняк (1900-1976 гг.) - географ-энциклопедист, классифицировал и систематизировал знания о Украинское Полесье, организатор эколого-географических стационаров в различных природных зонах страны, инициатор создания Украинского общества охраны природы.

• Б. И. Срезневским (1857-1934 гг.) - метеоролог и климатолог, один из основателей метеорологической службы страны, разработал климатологическое районирования Украины.

• В. Г. Бондарчук (1905-1993 гг.) - исследователь геологического строения и полезных ископаемых Украины, развивал теорию единства развития тектонических, геологических структур и рельефа.

• В. М. Кубийович (1900-1985 гг.) - географ, демограф, картограф, автор многих научных литературных и картографических работ, посвященных Украине ее народа, изданных за рубежом, поэтому лишенных советских доктрин.

• Значительный вклад в развитие физической географии Украины сделали А. М. Краснов, В. О. Геринович, М.И. Дмитриев и др.

3. Научно-исследовательские учреждения, направления их исследований

Современные географические исследования территории Украины, комплексное обобщение знаний происходит планово и целенаправленно благодаря деятельности научно-исследовательских институтов Национальной Академии наук Украины (Институт географии, Институт геологических наук, Украинский научно-исследовательский гидрометеорологический институт, Морской гидрофизический институт и Океанографический центр и др. профессиональные институты) и географическим кафедрам ВУЗОВ.

Современные исследования направлены на поиски новых месторождений полезных ископаемых, изучение и прогнозирование развития природных комплексов, мониторинг окружающей среды, охрану природы Украины и т.д.

4. Украинское географическое общество

 

VI. Закрепление изученного материала

• Составьте таблицу «Вклад известных ученых в исследования природных условий и ресурсов Украины».

• Охарактеризуйте периоды географического изучения территории Украины (годы, основные направления исследований, исследователи). Сделайте обобщающие выводы.

• Что отличает современные географические исследования? В чем их практическое значение?

• Охарактеризуйте роль Украинского географического общества.

 

VII. Итоги урока

 

VIII. Домашнее задание

1. Проработать §___.

2. Подготовиться к итоговому уроку по темам «Физическая география Украины, предмет и методы исследования. Формирование территории Украины. Современное административно-территориальное устройство», раздела «Украина и ее географические исследования».