ПРЕДИСЛОВИЕ
Главная цель создания данного
пособия - помочь учащимся подготовиться к государственной итоговой аттестации по
биологии в основной и старшей школе, внешнему независимому оцениванию
учебных достижений учащихся по биологии, обновить знания по всем курсам школьной
биологии всем потенциальным абитуриентам высших учебных заведений.
Структура и содержание пособия в полной мере
соответствуют требованиям учебной программы для 11-летней школы.
Структурно-содержательная полнота справочника создает широкие возможности как
самостоятельной проработки учащимися данного материала, так и работы под
руководством учителя.
Материал пособия охватывает основные
разделы и темы школьных курсов биологии: биохимии клетки, эмбриологии,
размножения и индивидуального развития организмов, генетики, микробиологии,
ботаники, микологии, зоологии, биологии человека, экологии, учения о биосфере,
эволюции.
Первый раздел пособия содержит
теоретический и практический материал (вопросы для самоконтроля, тестовые и
практические задания).
Теоретический блок включает материал,
который раскрывает содержание основных биологических терминов, понятий, закономерностей,
характерные черты растений, животных, грибов, микроорганизмов.
Материалы практического блока
направлены на рефлексию, проверку понимания содержания каждого раздела, побуждение
читателя к анализу, синтезу и оценке представленной информации. Для качественной подготовки
к государственной итоговой аттестации, внешнего независимого оценивания по биологии
автор предлагает не только повторить основные темы и обобщить знания в объеме
школьного курса, но и разработать тестовые и практические задания, представленные в
руководстве.
Во втором разделе «Схемы и таблицы.
Биология» с целью обобщения и систематизации знаний учебный материал
сгруппирован по программным темам и представлен в наглядной форме: в виде таблиц,
схем, диаграмм, рисунков, которые сопровождаются необходимыми комментариями.
Третий раздел «ВНО: тренировочные
упражнения» содержит 5 тренировочных тестов для подготовки к ВНО. Бланки созданы
специалистами издательства «Весна», поэтому они могут отличаться от бланков,
разработанными Украинским центром оценивания качества образования.
Каждый тренировочный вариант содержит
60 заданий четырех форм: с выбором одного правильного ответа, задания на
установление соответствия и правильной последовательности, задания открытой
формы с коротким ответом.
Задания 1-50 состоят из
вопроса и четырех вариантов ответа, среди которых нужно выбрать один
правильный и отметить его в бланке ответов, приведенных в конце каждого
тренировочного варианта.
Задача 51-56 - на установление
соответствия. Они состоят из инструкции и представленной в двух колонках
информации, обозначены буквами (слева) и цифрами (справа). При выполнении
этих задач необходимо установить соответствие информации, обозначенной буквами и
цифрами, - образовать логические пары, затем последовательность цифр перенести в бланк
ответов.
Задача 57-58 - на установление
правильной последовательности. Они содержат инструкцию и названия событий, явлений,
процессов, обозначенных буквами. При выполнении заданий необходимо расположить события
в правильной последовательности. Цифре 1 должно отвечать первое событие, цифре 2 -
вторая и т. д. Затем последовательность букв перенести в бланк ответов.
Задача 59-60 - задания открытой
формы с коротким ответом.
После обработки тренировочных
вариантов учащиеся имеют возможность проверить свой уровень подготовки к участию в
внешнем независимом оценивании за правильными ответами, представленными в
каждого тренировочного варианта в конце пособия.
Пособие может быть полезным для
учащихся общеобразовательных учебных заведений при подготовке к государственной
итоговой аттестации, внешнего независимого оценивания, а также для
самоконтроля. Он также пригодится выпускникам предыдущих лет, которые в
этом году желающих поступить в вуз, и учителям
биологии.