ОБЖ
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Безопасность жизнедеятельности

Вступление

 

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) - наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека со средой, в котором она находится [1].

Задачей этой науки является разработка методов прогнозирования, выявления и идентификации вредных факторов и изучения их влияния на человека и окружающую среду. Вместе с тем разрабатываются мероприятия и способы защиты людей в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций(ЧС) техногенного, природного характера и во время войны [2].

В целом БЖД общества обеспечивается государственными программами, которые содержат:

- разработку и проведение природоохранных мероприятий;

- систему профилактики и защиты здоровья населения;

- меры по обеспечению общественного порядка;

- систему оборонных мероприятий;

- мероприятия по защите населения во время угрозы или возникновения ЧС техногенного, природного или военного характера;

- подготовку специалистов и инженерных кадров, которые знают основы БЖД, умеют принимают меры по защите людей и окружающей среды.

В целом курс БЖД основывается на знаниях инженерной психологии, физиологии человека, охраны труда, экологии, гражданской обороны. БЖД имеет мировоззренчески-профессиональный характер.

Теоретическим основанием БЖД наука о риске. Составные элементы БЖД: гуманитарные, естественные, инженерные науки, науки о человеке, об обществе. Считается, что рассмотрения требует вопрос о необходимости введения в учебную программу основ теологии, парапсихологии, астрологии и т.д [3].

Курс БЖД предназначен научить:

- осознавать, что в центре внимания должен быть человек как главная ценность государства;

- идентифицировать опасные и вредные факторы и создавать безопасные условия жизнедеятельности людей на территории государства;

- проектировать новую технику и технологические процессы в соответствии с современными требованиями экологии и безопасности их эксплуатации с учетом устойчивости функционирования объектов народного хозяйства и технических систем;

- прогнозировать возможную обстановку и принимать адекватные решения в условиях ЧС по защите населения и персонала объектов от возможных последствий ЧС.

Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека всегда было одной из важнейших задач развития цивилизации человечества.

Условия труда рассматриваются в трудах Аристотеля (378 - 322 гг. до н.э.), Гиппократа (400-377 гг. до н. э.).

Известный врач эпохи Возрождения Парацельс (1493-1544 гг.) изучал опасности, связанные с гірництвом. Его слова "Все есть яд и все есть лекарство - только доза делает вещество ядом или лекарством" - лежат в основе принципа нормирования.

М. В. Ломоносов (1711 - 1765) написал основополагающие труды о безопасности в горном деле.

В XIX и XX вв. в связи с интенсивным развитием промышленности этими проблемами занимается много ученых. В.Л. Кирпичев (1845 - 1913), А. О. Пресс (1857-1930), Д. П. Никопольский (1855 - 1918), В. О. Левицкий (1867 - 1943) и др.

Уровень безопасности человека по мере развития цивилизации постоянно растет. Человечество победило эпидемии холеры, оспы, чумы, тифа, полиомиелита. Средняя продолжительность жизни человека в развитых странах мира составляет почти 77 лет и продолжает расти.

Однако развитие науки и техники, в целом увеличивая безопасность жизнедеятельности человека, привел к появлению целый ряд новых проблем. Прежде всего, к чрезвычайному росту степени риска травматизма и гибели людей во время взаимодействия со сложными техническими системами на производстве, транспорте, в быту.

По данным Всемирной организации здравоохранения, смертность от несчастных случаев в наше время занимает третье место после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, причем гибнут преимущественно трудоспособные люди в возрасте до 40 лет. Так, по статистическим данным, которые приводились на VI конгрессе эргономической ассоциации (Вашингтон, 1976), в Англии в 1946 г. смертность от инфекционных заболеваний в 2 раза превышала смертность от несчастных случаев. В 1961 г. ситуация резко изменилась: гибель от несчастных случаев в 3 раза превысила гибель от инфекционных заболеваний.

На производстве в США ежегодно погибает около 14 тыс. человек и получают травмы 2,3 млн. человек. На транспорте погибает около 45 тыс. человек и более 2 млн. становятся инвалидами. Во время взаимодействия с современной сложной бытовой техникой ежегодно погибает 27,5 тыс. человек и 4,5 млн. становятся инвалидами.

В мире, учитывая все несчастные случаи, связанные с использованием машин, оборудования, технических устройств, каждый год страдает более 10 млн. человек, а около полумиллиона - погибают.

В СССР, по данным первого открытого статистического ежегодника "Народное хозяйство в 1987 г.", количество умерших в трудоспособном возрасте от несчастных случаев, отравлений и травм в 1980 г. было 175, в 1985 г. - 144 человека из расчета на 100 тыс. жителей.

В 1990 г. в СССР от аварий, пожаров, несчастных случаев и других причин на производстве погибло 325 973 человека, около 30 тыс. стали инвалидами, 20 млн. получили травмы.

В Украине в 1994 г. только в бытовых условиях погибло 72437 человек, в 1993 г. - 66007, рост количества погибших составляет около 10% за год (более 60 тыс.).

Анализ причин травматизма и гибели людей показывает, что они часто обусловлены халатностью со стороны человека, незнанием последствий своей деятельности, опасными факторами производства и окружающей среды, а также конструктивными недостатками техники, средств отображения информации, органов управления машинами и механизмами.

Мировая статистика свидетельствует, что причиной большинства (60-80%) несчастных случаев, во-первых, является неумение потерпевшими предвидеть, распознать, на первый взгляд скрытую опасность, а также неумение оценивать степень риска и согласовывать его со своими возможностями.

Во-вторых, рост числа случаев технологических катастроф (аварии на АЭС, химических и других опасных производствах, несчастные случаи на транспорте и т.д.) обусловлено снижением реальной надежности устройств, сделанных человеком, и ошибками персонала при их эксплуатации. Появился страх потерять контроль над техникой.

Достаточно вспомнить Чернобыль, гибель теплохода "Адмирал Нахимов", взрывы на железной дороге в Арзамасе и Свердловске, катастрофе на перегоне Челябинск - Уфа. С декабря 1984 г. на заводе "Юнион-карбайт" произошло вытекание метилізоціаніту: погибло 3750 человек, 20 тыс. стали инвалидами, 200 тыс. получили различные заболевания.

20 декабря 1988 г. при столкновении судов в проливе Таблас погибло 5393 лица.

На предприятиях Украины сконцентрировано много потенциально опасных производств, которые могут выйти из-под контроля человека, то есть существует возможность возникновения аварии.

В Одесской области в 1994 г. произошло 10 происшествий, в которых погибло 6 человек и 143 получили ранения(на территории области расположено 16 взрывоопасных объектов).

На территории Львовской области расположено большое количество предприятий, в технологическом процессе которых используются сильнодействующие ядовитые вещества (СДЯВ), которые в случае выброса в атмосферу или при попадании на поверхность земли в количествах, превышающих предельно допустимые концентрации, могут вызвать вредное воздействие на людей, животные, растения. К наиболее распространенным в области СДЯВ следует отнести аммиак, хлор, кислоты. На некоторых предприятиях в технологическом процессе применяются радиоактивные вещества. Здесь нарушение правил эксплуатации может привести к выбросу, утечки, распыления радиоактивных веществ и соответственно к заражению местности.

15 сентября 1983 г. на Стебниківському калийном заводе (Львовская область) прорвало плотину отстойника и произошел выброс остаточных продуктов (4,5 м3) ядовитых солей. Вся эта масса устремилась в балки, малые реки и через 25 км попала в реку Днестр. Местными органами власти, штабами ГО были приняты срочные меры по ликвидации последствий аварии. Своевременно было уведомлено населения. Аварийные команды вывели из опасных районов людей, сельскохозяйственных животных. В результате своевременно принятых мер масштабы и последствия аварии были существенно ограничены.

Произошли значительные изменения в отношении человека к риску. Техника так властно вошла в нашу жизнь, что многие люди забывают об опасности для жизни и здоровья - привыкают нарушать правила техники безопасности как на производстве, так и в быту.

Современное производство требует изменения взглядов на роль и место человека. Компьютеризация и роботизация производства, использования новых технологий и материалов существенно изменяют характер производственной деятельности человека. Ликвидируется примитивная работа, которая требует монотонных физических операций и шаблонной умственной деятельности. Возрастает потребность в высококвалифицированной творческой работы, которая имеет инженерно-технический характер.

Вместе с тем сложность и, как правило, высокий уровень автоматизации технологических процессов увеличивают ответственность людей за функционирование технических устройств, значительно повышают плату за ошибку, допущенную через ограниченные способности, знания или халатность. Сегодня от технически грамотной эксплуатации оборудования, своевременно принятого решения зависит безопасность, здоровье и даже жизнь большого количества людей, состояние окружающей среды.

В-третьих, существенное увеличение антропогенной нагрузки на окружающую среду от жизнедеятельности человека достиг, с точки зрения многих ученых, предельного уровня, что представляет угрозу существованию человека как биологического вида. Бессмысленное производство оружия, рост количества атомных электростанций, большой экономический потенциал, урбанизация, гипертрофированное развитие автомобильного транспорта, химических и вредных предприятий, другие антропогенные воздействия существенно изменили качество воды, воздуха и других характеристик природной среды, сделали жизнь человека намного не безопаснее.

Рост числа стихийных бедствий связывается с деятельностью человека. Нужно задуматься над таким фактом: с 1960 по 1990 г. количество стихийных бедствий на Земле выросла в 2 раза и продолжает расти.

В-четвертых, достижения потенциальной эффективности технических систем невозможно по многим причинам: несогласованность уровня развития и подготовки человека с особенностями техники; несогласованность возможностей человека с параметрами оборудования, что особенно проявляется в условиях дефицита времени, информации и воздействия внешних факторов; низкий уровень ответственности за результаты своих действий; отсутствие личной заинтересованности в достижении высоких результатов.

Решение этих проблем требует комплексного изучения принципов взаимодействия человека с техникой(машиной) и окружающей средой. Нужно изменить психологию человека и уровень ее обучения для действий в сложных, чрезвычайных обстоятельствах, которые возникают вследствие аварий, катастроф. Психологи отмечают, что современный человек больше боится коровы или лошади на пастбище, чем деталей машин, которые быстро вращаются, или автомобиля, который мчится навстречу. В то же время, оказавшись в нестандартной ситуации, которая требует немедленных или точных решений, люди вдруг становятся беспомощными перед обстоятельствами, способными решать самые простые, но часто важные для их жизни и здоровья (и для окружающих), проблемы.

Достигнув значительного прогресса в борьбе с болезнями, в развитии науки и техники, человечество еще не способно эффективно бороться с несчастными случаями и их последствиями - травмами.

Преимущественно это обусловлено значительными пробелами в воспитании и образовании человека. Недостатки существующей системы образования и подготовки кадров обусловливают высокие показатели бытового и производственного травматизма и смертность. Существует мнение, что инфантильная о собственной и общественной безопасности ментальность человека не формирует адекватной опасным жизненным ситуациям линии поведения [3|. Чтобы сохранить жизнь и здоровье, человек должен знать об опасностях в окружающей среде, уметь их выявлять, знать средства защиты.

Все это обусловило появление новой дисциплины - "Безопасность жизнедеятельности" и ее преподавания в вузах.

Цель новой дисциплины - совершенствование народного образования по вопросам безопасности деятельности человека на производстве, транспорте и в быту.

БЖД объединила в единое целое вопросы, которые изучались на курсах "Охрана труда", "Гражданская оборона", "Промышленная экология", а также рассматривает ряд других вопросов, которые ранее не изучались. Она охватывает достижения в области таких наук, как психология, эргономика, социология, физиология, гигиена, теория надежности, акустика и др.

Это качественно новая дисциплина, которая изучает опасности, угрожающие человеку, закономерности их проявления и способы защиты от них.

БЖД рассматривает проблемы охраны здоровья и безопасности человека в окружающей среде, обнаруживает и идентифицирует опасные и вредные факторы, пути их снижения до допустимых норм, разрабатывает методы и средства защиты человека и ликвидации последствий опасных и чрезвычайных ситуаций.

Цель изучения БЖД - вооружить будущих специалистов теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:

- разработки безопасных и безвредных условий жизнедеятельности человека;

- проектирование новой техники и технологических процессов в соответствии с современными требованиями по экологии и безопасности их эксплуатации с учетом устойчивости функционирования объектов и технических систем;

- прогнозирования и принятия адекватных решений в условиях чрезвычайных ситуаций для защиты населения и производственного персонала от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, современных средств поражения, а также в ходе ликвидации этих последствий;

- обеспечения устойчивости функционирования объектов народного хозяйства в случаях чрезвычайных ситуаций;

- управление процессами жизнедеятельности.

В широком аспекте целью системы обеспечения безопасности должна быть минимизация затрат на предотвращение опасных ситуаций, ликвидации их последствий. Оценочными показателями эффективности системы обеспечения безопасности является вероятность возникновения опасных событий и математическое ожидание затрат на предупреждение происшествий и ликвидацию их последствий.

Предметом БЖД являются закономерности возникновения и снижения ущерба при ее функционировании. Безопасность рассматривается как свойство СЛМС сохранять при функционировании такое состояние, что исключает с некоторой вероятностью возникновения убытков, связанных с опасными событиями. Обеспечение безопасности повседневной деятельности человека базируется на нормативных актах, организационных мероприятиях и средствах безопасности.

Научное содержание дисциплины - теоретические основы безопасности жизнедеятельности человека в системе "человек - машина - окружающая среда" (СЛМС). В дисциплине рассматриваются: общие вопросы безопасности и экологии; эргономические проблемы БЖД; анатомо-физиологические последствия воздействия на человека опасных, вредных и поражающих факторов ЧС; средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов; основы проектирования и использования екобіозахисної техники; методы исследования устойчивости функционирования объектов и технических систем в ЧС, прогнозирования ЧС и разработка моделей их последствий; разработка мероприятий по защите населения и производственного персонала и ликвидация последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий; правовые, нормативно - технические и организационные основы БЖД, контроль и управление условиями жизнедеятельности человека.

 



СодержаниеВперед