ПРЕДИСЛОВИЕ
Переход к рыночным отношениям требует
не столько совершенствования, сколько существенных изменений, глубокой трансформации и
интенсивной адаптации к новым условиям, форм, методов и принципов управления, а
также глубокой перестройки стиля, способов работы руководителей всех рангов.
Ведущую роль в управлении
производством играет процесс принятия управленческих решений.
Принятие решений - это выбор курса
действий из множества возможных альтернатив.
Вследствие увеличения числа возможных
альтернатив и необходимости действовать, как правило, в условиях неопределенности значительно
усложнился процесс принятия управленческих решений.
Отсюда, естественно, желание
руководства всех звеньев управления получить максимальный объем информации для
обоснование выбранного решения. Только в таком случае лицо, принимающее
решение, уверена в эффективности своих действий.
Информационной базой для обоснования
и принятия управленческих решений являются результаты экономического анализа. Поэтому в
современных условиях очень важно совместить быстрое получение информации с современными
методами ее анализа, чтобы минимизировать риск принимаемых управленческих решений.
Основная цель предлагаемого
учебного пособия - это, с одной стороны, ознакомить читателей с основами теории
и практики экономического анализа, и, с другой стороны, формировать у руководителей всех
рангов и специалистов экономического профиля (экономистов, финансистов,
бухгалтеров, аудиторов и т.д.) аналитическое, творческое мышление, что в конце концов
обеспечит эффективную деятельность предприятия.
Глубокое изучение теории и практики
экономического анализа возможно лишь при условии глубоких знаний таких дисциплин, как
«Экономическая теория», «Статистика», «Экономика предприятия», «Финансы
предприятия», «Бухгалтерский учет», «Организация и планирование», «Маркетинг»
и других смежных дисциплин.
Содержание курса изложен в трех
частях. В первой части рассматриваются основы теории экономического анализа.
Особое внимание уделено методологии курса.
Во второй части представлен
управленческий анализ и приведена методика анализа показателей производства и
реализации продукции, использования производственных ресурсов, себестоимости продукции.
В третьей части - «Финансовый
анализ» внимание акцентировано на анализ финансовых результатов и финансового состояния
предприятия.
Во второй и третьей частях
учебного пособия на примерах приведена методика проведения анализа
основных технико-экономических и финансовых показателей.
Для лучшего усвоения методика
расчета аналитических показателей представлена в упрощенной и доступной форме и
иллюстрируется примерами.
Предлагаемое учебное пособие не
претендует на исчерпывающее изложение курса «Экономический анализ». Внимание преимущественно
сконцентрирована на основные теоретические и методологические положения дисциплины,
усвоение которых позволит стать специалистом в проведении аналитической работы.
Для более углубленного изучения
отдельных положений, видов и направлений экономического анализа следует опираться на
более фундаментальные учебники, журнальные статьи, монографии и т.д.
Автор надеется, что учебное
пособие будет полезным студентам, магистрам, аспирантам, специалистам,
руководителям государственных и коммерческих предприятий, банков и т.д.
Автор выражает искреннюю благодарность
рецензентам: доктору экономических наук, профессору А. О. Прутській, доктору
экономических наук, профессору А. Г. Мазуру, доктору экономических наук, профессору
О. В. Мороза, за критические замечания и ценные рекомендации, которые способствовали
повышению теоретико-методологического уровня учебного пособия.