Вступительные экзамены по географии абитуриенты
составляют преимущественно при поступлении на географические и экономические специальности высших
учебных заведений. Кроме того, некоторые учебные заведения и факультеты естественнонаучного
или гуманитарного профиля, например геологические, международных отношений,
международного туризма и т.п., периодически тоже вводят вступительные экзамены по географии.
их задача - отбор для обучения наиболее подготовленных и эрудированных
выпускников средних общеобразовательных школ. География в этом отношении является
идеальной дисциплиной для проверки общего интеллектуального уровня
абитуриентов, поскольку содержит комплексные знания.
Вступительный экзамен по географии, как и с других
предметов, проводится по программе для поступающих в высшие учебные
заведений, утвержденной Министерством образования (представляется в данном руководстве).
Данное издание наиболее полно учитывает современный этап развития географии и практически есть
осмотром всех знаний, которые получает по географии ученик на протяжении обучения в средней
общеобразовательной школе. В географии, особенно в ее экономико - географическом
секторе происходят постоянные изменения. Возникают новые государства, формируются и
распадаются межгосударственные образования, одни регионы приходят в упадок, а другие начинают
быстро развиваться и т.д. Все это в максимально возможном виде нашло отражение
в данном пособии на момент его написания.
Авторы сознательно решили не включать в
пособия контрольные вопросы, задачи и упражнения. Принимая протяжении многих
лет вступительные экзамены по географии в различных высших учебных заведениях нашей
страны, мы убедились, что они часто воспринимаются как абитуриентами
вопросы билетов. Поэтому, увидев в экзаменационных билетах совсем другие
вопрос, абитуриенты во многих случаях оказываются психологически не
готовыми к мгновенной перестройки в условиях стрессовой ситуации. Авторы считают,
что абитуриент должен быть готов к любому вопросу билетов, в том числе
и дополнительных, заданных экзаменаторами в процессе ответа в устной форме.
Абитуриентам необходимо помнить, что устный
экзамен по географии предполагает выявление знаний и умение показать необходимые
объекты, явления, процессы на стенных географических картах различного содержания, находящихся
в аудитории. (Составляя письменный вступительный экзамен по географии, они в
большинстве случаев работают с контурными картами, на которые наносят необходимые
объекты). Поэтому абитуриент должен свободно ориентироваться по географическим
картами. Реальный экзамен по географии происходит с использованием стеновых
физических, экономических и политико - административных карт. Итак, работая с данным
пособием, необходимо постоянно находить упомянутые в нем объекты и явления на
картах географического атласа.
Для того, чтобы подготовиться к устному или
письменного экзамена по географии при поступлении в высшие учебные заведения,
необходимо:
освоить конкретный материал данного
пособия, постоянно находя упоминавшиеся в нем географические объекты и явления на
картах атласа;
усвоить необходимый минимум географической
номенклатуры и цифровых данных;
уметь свободно ориентироваться по физическим,
экономическими и политико - административными картами разного масштаба и содержания.
Быстро находить на них различные объекты;
знать особенности и закономерности взаимодействия
природы и общества, ее последствия и региональные отмены;
хорошо знать природу, население, хозяйство,
социально-экономические и экологические проблемы, особенности территориальной
дифференциации своей страны, ее роль и место среди других стран Европы и мира;
знать современные международные события и проблемы,
их региональные особенности, размещение и характер социально-экономического
развития крупнейших стран мира и их объединений;
уметь составлять комплексные физико - и
экономико - географические характеристики определенных территорий, их сравнительные
характеристики;
вырабатывать в себе способность, на основе
материала учебника, четко и логично давать последовательные краткие ответы на
поставленные вопросы, сопровождая их показом важнейших географических
объектов на карте.