ОТ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА
При изучении общественной географии в високошкільних заведениях важное место отводится дисциплине «Региональная экономическая и социальная география мира». До недавнего времени базовыми из этого курса были русскоязычные пособия, подготовленные еще во времена бывшего СССР. Понятно, что в условиях становления государственности Украины и изменения геополитического статуса многих стран после распада коммунистической системы назрела потребность создать такой учебник, который бы в полной мере учитывал современные реалии функционирования мирового содружества. Настоящее пособие охватывает все изменения, которые произошли в мире на рубеже ХХ-ХХІ вв.
Пособие состоит из двух частей. В первой рассматриваем особенности современных политической и экономической карт мира, всесторонне раскрывается структура мирового природно-ресурсного потенциала. В разделе «География населения мира» раскрыто демографическую ситуацию, социальный и этнический состав, культуру, образование, религию народов мира. Раздел «География мирового хозяйства» посвящен проблемам развития и геопросторовій организации промышленности, сельского хозяйства, транспорта, сферы услуг, а также международным связям, туризму. Значительное внимание обращено на важнейшие глобальные проблемы человечества, среди которых особое место отведено влияния НТР на мировое хозяйство, экологию, обеспечения населения мира продуктами питания, развития мировых и региональных экономических систем, решению социальных проблем, проблем войны и мира, проблемам Мирового океана и т.д.
Во второй части характеризуются страны мира за великими географическими регионами. Больше всего внимания уделяется странам Европы, Азии, Англо-Америки, Латинской Америки, Австралии и Океании, Африки. Предлагается оригинальный подход к выделению субрегионов (С. Кузик). Особое место предоставляется государствам - соседям Украины - России, Польши, Беларуси, Молдове, Румынии, Словакии, Венгрии, Болгарии, Турции, Грузии. Они впервые подаются как отдельная группа евразийских стран и изучаются с позиции україноцентризму (О. Шаблий).
Все другие страны мира характеризуются по традиционной страноведческой схемой регионализации. Например, Европа делится на Северную, Западную, Южную, Центрально-Восточную, Восточную; Азия - на Юго-Западную, Южную, Центральную, Юго-Восточную и Восточную; Америка - на Северную и Латинскую.
Типичные страны крупных регионов рассматриваются по следующему плану: предпосылки развития (положение, потенциал), отраслевая и территориальная структура национального комплекса, социально-экономические связи, в том числе с Украиной. Подробнее характеризуются страны, которые представляют для Украины определенный интерес, исходя из ее национальных (наличие украинской диаспоры), экономических и политических (мировые и региональные лидеры) особенностей.
Пособие содержит большой объем информации, которая дает возможность осмыслить и понять сложные проблемы современного экономического и социального развития как отдельных стран, регионов, так и отраслей мирового хозяйства, увидеть его территориальные различия, место Украины в мировом сообществе. То есть здесь содержится богатый материал, необходимый для углубленного изучения экономической и социальной географии мира студентами высших учебных заведений, а также учащимися профильных и специализированных классов общеобразовательной школы, колледжей и гимназий.
Поскольку на географических факультетах по учебному плану изучают отдельно "Экономическую и социальную географию Украины", а также систему соответствующих спецкурсов, то во втором (региональном и страноведческом) разделе мы опускаем общественно-географическую характеристику нашего государства. По географии Украины издано для студентов географических и экономических факультетов учебники с грифом Минобразования и науки Украины проф. Федора Залогового, коллектива авторов под редакцией проф. Олега Шаблия и др. Надо использовать также учебник Г. де Блія, П. Мулерра и О. Шаблия (в качестве ответственного редактора и соавтора) "География: мир, регионы, концепты" (К, 2004).
Настоящее учебное пособие подготовили ученые кафедры экономической и социальной географии Львовского национального университета имени Ивана Франко с учетом выше упомянутых реальностей построения образовательного процесса на географических факультетах Украины.
КУЗИК Степан