Предисловие
Человечество вступило в XXI век с
новыми весомыми достижениями биологической науки. Изучены функции многих
биомолекул, расшифрованы механизмы передачи информации от ДНК к белку, установлено
основные функции органелл клетки, доказана роль мембран в обеспечении жизненных
функций. В последнее десятилетие XX в. достигнут огромных успехов в
исследовании наследственности человека: воплощено в жизнь международный проект по
секвенирование генома человека, расшифрована последовательность нуклеотидов в ДНК всех
хромосом человека и митохондрий. Международный консорциум с секвенирование генома
человека 14.04.2003 года возвестил о завершении проекта "Геном
человека". На основании расшифровки генома человека установлено, что в каждой
клетке содержится от 30 до 40 тыс. генов, а не 70-100 тыс, как это считали
ранее (Н. П. Бочков,
2002). Накопления
сведений о генах человека позволило выделить их в отдельные группы в зависимости от
функций первичного продукта. Это гены, которые кодируют ферменты, модуляторы белковых
функций, молекулы клеточных сигналов, гормоны, сигналы межклеточных взаимодействий,
трансмембранные переносчики, імуноглобу - лины, белки внутриклеточного матрикса, структуры ионных каналов. Такая
разнообразие свойственно первичным звеньям патогенеза наследственных болезней.
Результаты экспериментальных,
клинических и эпидемиологических наблюдений указывают на то, что индуцированные
мутации приводят к наследственной, врожденной и онкологической патологии.
Основываясь на этом, программа с
медицинской биологии предусматривает изучение организации живой материи по уровням.
Такой подход позволит изучить и в следующем анализировать формирования,
сохраняют здоровье механизмов, в организме человека на молекулярно-генетическом,
клеточном, організмовому уровнях, а также влияние патогенных факторов
окружающей среды на человека. Все это в комплексе со специальными знаниями
обеспечивает возможность развития понимания таких фундаментальных концепций
медицины, как здоровье и болезнь.
Предлагаемый учебник состоит
из четырех основных разделов:
1. Биологические основы жизнедеятельности
человека.
2. Популяционно-видовой уровень
организации жизни и место человека в нем.
3. Біогеоценотичний уровень
организации жизни и место человека в нем.
4. Биосфера и человек.
В первом разделе рассматриваются
молекулярно-генетический, клеточный и онтогенетический уровне организации жизни с
учетом специфики организма человека, биологии клетки, размножения и основы
генетики человека. Материал изложен таким образом,
чтобы полученные знания
были тесно связаны с дальнейшим изучением наследственной патологии на теоретических
и клинических кафедрах и могли быть использованы врачом в его практической
деятельности.
Во втором разделе с позиции современной
синтетической теории эволюции излагаются вопросы видообразования, популяционной
структуры вида и мікроеволюційні процессы (действие элементарных эволюционных
факторов, элементарные эволюционные явления). Обращается внимание на специфику действия
элементарных эволюционных факторов в популяциях человека, генетический и фенотипний
полиморфизмы человечества. Подаются также вопросы антропогенеза; в связи с
філогенією животного мира и філогенезом органов и их систем у хордовых
рассматриваются онто-и филогенетические предпосылки врожденных пороков развития у
людей.
В третьем разделе раскрываются
медико-биологические аспекты экологии человека, что должно способствовать формированию
экологического мышления, необходимого современному врачу. В этом разделе
животный мир показан как компонент экологической среды человека и
уделяется значительное место изучению жизненных циклов паразитов, различных форм
взаимоотношений между ними и организмом человека, происхождения и эволюции
паразитизма, путей заражения, методов диагностики, профилактики паразитозов.
Изучение различных вопросов паразитологии важно еще и потому, что большое количество
паразитарных заболеваний достаточно распространена среди населения.
В четвертом разделе рассматриваются
вопросы структуры и функции биосферы, учение о ноосфере и влияние деятельности
людей на биосферу в целом и ее составные части, обращается внимание на защиту
окружающей среды в национальных и международных научных программах.
Стоит отметить, что по своему содержанию
учебник отличается тем, что в нем сочетаются изложения материала
классической биологии XX в. с новейшими сведениями о достижениях молекулярной
генетики и других биологических отраслей знаний, которые динамично развиваются. Это
позволяет формировать у будущего медика современное научное мировоззрение и дает
возможность легко воспринимать в следующем воплощение достижений фундаментальных
дисциплин в практические отрасли медицины.
Текст учебника содержит необходимый
методический аппарат, который может понадобиться как преподавателю, так и студентам.
В частности, это фрагменты программы курса, изложенные в виде резюме к каждому
раздела учебника и расположенные сразу после названия раздела; перечень основных
подразделов и параграфов, которые отвечают вопросом, рассматриваемым на
практических и итоговых занятиях. Каждый раздел завершается
контрольно-учебными заданиями, вопросами для самоконтроля и обсуждения.
Учебник содержит толковый словарь,
словарь основных биологических терминов и понятий, приведены вехи прогресса и
развития медицинской биологии. Приводится список рекомендуемой литературы.
Мы надеемся, что материал
учебника будет способствовать усвоению основных положений медицинской биологии таїї
составляющих: медицинской генетики, медицинской паразитологии и др., послужит стимулом
для углубленного изучения биологии человека в норме и при патологии-того
важное направление, которое необходимо в деятельности будущего врача, чтобы
сделать жизнь человека радостным и красивым.
Авторы приносят искреннюю благодарность
коллективам своих кафедр, коллегам по работе за содействие в подготовке рукописи к
печати. Особая благодарность к.
мед. н. Г. Есть. По Булику
неоценимую помощь в макетировании учебника.
Мы осознаем, что не все удалось,
что учебник не лишен недостатков, а потому любая доброжелательная критика
будет воспринята с благодарностью.
Латинская сентенция "Feci guod potui, faciant melioza potentes", то в переводе означает, - "я
сделал, что смог, кто может, пусть сделает лучше", завершающий аккорд нашей
труда.
Член-корреспондент АПН Украины, профессор В. Пешка,
профессор Ю. Бажора