ПРЕДИСЛОВИЕ
Эта книга предназначена для учителей физики, работающих по новой программе в 9 классе.
Цель учебного пособия - оказать методическую помощь учителям в распределении учебного материала по урокам и его систематизации. Для каждого урока определены: цель урока, тип урока, демонстрации, план изложения нового материала. Выделены вопросы, относящиеся учащимся в ходе изложения нового материала. Изложение нового материала может быть «сценарию» урока в диалоговом режиме.
Особое внимание уделено приемам обучения учащихся самостоятельной работы на уроках и дома. Ученикам предлагается домашнее задание, которое состоит из трех частей:
1) материал из учебника;
2) задачи из сборника задач;
3) задачи из сборника разноуровневых самостоятельных и тематических контрольных работ.
Прочитав соответствующий параграф в учебнике и решив несколько предложенных до него задач, ученик может подготовиться к самостоятельной работе или к тематического оценивания. Для тематического контроля знаний даются образцы тестов, самостоятельных работ и итоговых контрольных работ.
К каждому уроку предлагается примерное домашнее задание. Каждое задание имеет три уровня сложности (средний, достаточный и высокий).
Комментируя домашнее задание, учитель подчеркивает его «різнорівневості»: учащимся предлагается самим выбирать домашнее задание по уровню сложности (средний, достаточный и высокий). Учитель может заранее распечатать листы с номерами домашнего задания (например, на месяц, четверть или семестр) и раздать ученикам. Ученик уже не сможет сказать: «Я не смог выполнить задание», потому что задачи первого уровня очень просты и не должны вызвать трудностей. Вместе с тем, слабый ученик, решив простые задачи и получив какую-то уверенность в своих силах, может попробовать выполнить домашнее задание более высокого уровня.
Ориентировочное распределение учебного времени
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
Количество часов в неделю |
2 |
Количество часов на год |
70 |
1-й семестр |
33 |
Электромагнитные явления |
47 |
1 |
Электрическое поле |
6 |
2 |
Электрический ток |
31 |
2-й семестр |
37 |
3 |
Магнитное поле |
10 |
4 |
Атомное ядро. Ядерная энергетика |
14 |
5 |
Обобщающие уроки |
3 |
|
Резерв учебного времени |
6 |
Условные обозначения
Подр.: Божинова Ф. Я., Кирюхина О. О., Кирюхин М. М. Физика. 9 класс. Учебник для средних общеобразовательных школ. - Х.: Утро, 2009.
Сб.: Ненашев И. Ю. Физика. 9 класс. Сборник задач. - Х.: Утро, 2009.
Д.: Кирик Л. А. Физика. 9 класс. Разноуровневые самостоятельные и тематические контрольные работы. - Х.: Гимназия, 2009.
Домашнее задание
рів1 - задачи среднего уровня сложности.
рів2 - задачи достаточного уровня сложности.
рів3 - задачи высокого уровня сложности.
Календарно-тематическое планирование
Разделы курса физики |
Количество часов |
Даты проведения
уроков |
Электромагнитные явления |
1. Электрическое поле (5 часов)
Электризация тел. Электрический заряд. Два рода электрических зарядов. Дискретность электрического заряда. Электрическое поле. Взаимодействие заряженных тел. Закон Кулона |
|
|
2. Электрический ток (35 часов)
Электрический ток. Действия электрического тока. Электрическая проводимость материалов: проводники, полупроводники и диэлектрики. Ток в металлах |
|
|
Электрическое круг. Источники электрического тока. Гальванические элементы. Аккумуляторы.
Сила тока. Амперметр. Измерения напряжения. Электрическая напряжение. Вольтметр. Измерения напряжения. Электрическое сопротивление. Зависимость сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала. Удельное сопротивление проводника. Реостаты. Зависимость сопротивления проводников от температуры.
Закон Ома для однородного участка электрической цепи. Соединение проводников. Расчеты простых электрических цепей.
Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Электронагревательные приборы. Электрический ток в растворах и расплавах электролитов. Количество вещества, выделяющегося при электролизе. Применение электролиза в промышленности и технике. |
|
|
Ток в полупроводниках. Электропроводность полупроводников. Зависимость тока в полупроводниках от температуры. Термисторы.
Электрический ток в газах. Самостоятельный и несамостоятельный разряды. Применение тока в газах в быту, промышленности, технике.
Безопасность человека во время работы с электрическими приборами и устройствами. |
|
|
3. Магнитное поле (10 часов)
Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Взаимодействие магнитов. Магнитное действие тока. Опыт Эрстеда. Магнитное поле проводника с током. Магнитное поле катушки с током. Электромагниты.
Действие магнитного поля на проводник с током. Электрические двигатели. Громкоговоритель. Электроизмерительные приборы.
Электромагнитная индукция. Гипотеза Ампера. Опыты Фарадея |
|
|
4. Атомное ядро. Ядерная энергетика (12 часов)
Атом и атомное ядро. Опыт Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивность. Виды радиоактивного излучения. Активность радионуклидов. Ионизирующая действие радиоактивного излучения. Дозиметры. Естественный радиоактивный фон. Влияние радиоактивного излучения на живые организмы.
Ядерная энергетика. Развитие ядерной энергетики в Украине. Экологические проблемы ядерной энергетики |
|
|
Обобщающие занятия
Влияние физики на общественное развитие и научно-технический прогресс. Физическая картина мира. Ядерная энергетика и современные проблемы экологии |
|
|
Лабораторные работы (11 времен)
1. Исследование взаимодействия заряженных тел.
2. Измерение силы тока с помощью амперметра.
3. Измерение электрического напряжения с помощью вольтметра.
4. Измерение сопротивления проводника с помощью амперметра и вольтметра.
5. Определение зависимости электрического сопротивления от длины проводника и площади его поперечного сечения, материала проводника.
6. Исследование электрической цепи с последовательным соединением проводников.
7. Исследование электрической цепи с параллельным соединением проводников.
8. Измерение мощности потребителя электрического тока.
9. Исследование явления электролиза.
10. Составление простейшего электромагнита и испытание его действия.
11. Изучение строения дозиметра и проведение дозиметрических измерений. |
|
|
Типы уроков
Название |
Краткая характеристика |
Урок изучения нового материала |
Основная цель урока - изучить новый материал. Формы такого урока могут быть самыми разнообразными:
• лекция;
• изложение нового материала в режиме диалога «учитель - ученик»;
• самостоятельная работа учащихся с учебной литературой на уроке |
Комбинированный урок |
Это самый распространенный тип урока. Количество элементов урока может быть разной.
Например, изложение небольшой по объему части нового материала (10-20 мин.), закрепление нового материала (5 мин.), решение задач (5-20 мин.), контроль знаний (5-20 мин.) или краткая самостоятельная работа (10-15 мин.), возможен фронтальный лабораторный эксперимент (5-15 мин.).
Комплексная актуализация структурных элементов урока делает его многоцелевым и эффективным |
Урок закрепления знаний |
Определяющая цель урока - закрепление изученного материала. Формы ее реализации могут быть такими:
• урок решения задач;
• фронтальный эксперимент;
• урок-семинар;
• урок-конференция;
• просмотр учебных видеофильмов;
• игровые уроки («суд над трением», «суд над инерцией») и др. |
Урок контроля и оценивания знаний |
Главная цель данного урока - всесторонне и объективно проконтролировать и оценить усвоенные учащимися знания, умения и навыки.
Наиболее эффективные его формы:
• разноуровневая контрольная работа;
• тестовый контроль;
• тематический зачет;
• лабораторные работы. |
План выполнения учебной программы
1 семестр
Самостоятельные работы
№ п/п |
Название |
Дата проведения |
1 |
Электризация тел. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона |
|
2 |
Электрическое поле |
|
3 |
Электрический ток. Сила тока |
|
4 |
Напряжение |
|
5 |
Электрическое сопротивление. Удельное сопротивление |
|
6 |
Закон Ома для участка цепи |
|
7 |
Последовательное соединение проводников |
|
8 |
Параллельное соединение проводников |
|
9 |
Вычисление электрических цепей |
|
10 |
Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца |
|
Лабораторные работы
№ п/п |
Название |
Дата проведения |
1 |
Исследование взаимодействия заряженных тел |
|
2 |
Параллельное соединение проводников |
|
3 |
Измерение напряжения с помощью вольтметра |
|
4 |
Измерение сопротивления проводника с помощью амперметра и вольтметра |
|
5 |
Изучение зависимости электрического сопротивления от длины проводника и площади его поперечного сечения |
|
6 |
Исследование электрической цепи с последовательным соединением проводников |
|
7 |
Исследование электрической цепи с параллельным соединением проводников |
|
8 |
Измерение мощности потребителя электрического тока |
|
9 |
Исследование явления электролиза |
|
2 семестр
Самостоятельные работы
№ п/п |
Название |
Дата проведения |
11 |
Электрический ток в различных средах |
|
12 |
Магнитные взаимодействия. Магнитное поле |
|
13 |
Действие магнитного поля на проводник с током |
|
14 |
Электромагнитная индукция |
|
15 |
Строение атома. Атомное ядро |
|
16 |
Радиоактивность. Ядерные реакции. Ядерная энергетика |
|
Лабораторные работы
№ п/п |
Название |
Дата проведения |
10 |
Сборка электромагнита и исследование его действия |
|
11 |
Изучение строения бытового дозиметра и проведение дозиметрических измерений на местности |
|
Тематическое оценивание
№ п/п |
Название |
Дата проведения |
1 |
Электрическое поле |
|
2 |
Электрический ток |
|
3 |
Магнитное поле |
|
4 |
Атомное ядро. Ядерная энергетика |
|