ПРЕДИСЛОВИЕ
Эта книга является частью учебно-методического комплекта «Физика-10» и предназначена для учителей физики, работающих по новой программе в 10 классе (академический уровень). Цель учебного пособия - оказать методическую помощь учителям в распределении учебного материала и его систематизации. Для каждого урока определены: цель урока, тип урока, демонстрации, план изложения нового материала. Выделены вопросы, относящиеся учениками в ходе изложения нового материала. Изложение нового материала может быть «сценарию» урока в диалоговом режиме. Особое внимание уделено прйомам обучение учащихся самостоятельной работы на уроках и дома.
Ученикам предлагается домашнее задание, которое состоит из трех частей: 1) материал из учебника; 2) задачи из сборника задач; 3) задачи из сборника разноуровневых самостоятельных и тематических контрольных работ. Прочитав соответствующий параграф в учебнике и выполните к нему несколько задач, ученик может подготовиться к самостоятельной работе или к тематического оценивания. Для тематического контроля знаний предлагаются образцы тестов, самостоятельных работ и итоговых контрольных работ. К каждому уроку предлагается образец домашнего задания. Каждое задание имеет три уровня сложности (средний, достаточный и высокий). Комментируя домашнее задание, учитель указывает на его «разноуровневость»: учащимся предлагается самостоятельно выбирать домашнее задание по уровню сложности (средний, достаточный и высокий). Учитель может заранее распечатать листы с домашним заданием (например, на месяц, четверть или семестр) и раздать ученикам, что избавит их (учеников) возможности не выполнять домашнее задание, так задание первого уровня очень просты и не должны вызвать затруднений при решении. Вместе с тем, слабый ученик, выполнив простые задания и получив некоторую уверенность в своих силах, может попробовать выполнить домашнее задание повышенной сложности.
Ориентировочное распределение учебного времени
Количество часов в неделю - 3 часа.
Количество часов в год - 105 часов
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
1-й семестр |
45 |
Вступление |
2 |
МЕХАНИКА |
69 |
1 |
Кинематика |
18 |
2 |
Динамика |
24 |
2-й семестр |
61 |
3 |
Законы сохранения в механике |
15 |
4 |
Механические колебания и волны |
8 |
5 |
Релятивистская механика |
5 |
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА И ТЕРМОДИНАМИКА |
26 |
1 |
Свойства газов, жидкостей и твердых тел |
18 |
2 |
Основы термодинамики |
8 |
Физический практикум |
6 |
Резерв учебного времени |
2 |
Условные обозначения
П.: Барьяхтар В. Г„ Божинова Ф. Я. Физика. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. X.: Ранок, 2010.
36.: Гельфгат И. М„ Ненашев И. Ю., Кирик Л.А. Физика. 10 класс (академический и профильный). Вопросы, задачи, тесты. - X.: Гимназия, 2010.
Д.: Кирик Л.А. Физика. 10 класс. Разноуровневые самостоятельные и тематические контрольные работы. - X.: Гимназия, 2010.
Домашнее задание
р1) - задачи среднего уровня.
р2) - задачи достаточного уровня.
Р3) - задачи высокого уровня.
Календарно-тематическое планирование
Раздел курса физики |
Количество часов |
Даты проведения уроков |
ВВЕДЕНИЕ (4 ч.) |
Зарождение и развитие физики как науки. Роль физического знания в жизни человека и общественном развитии. Методы научного познания. Теория и эксперимент. Измерения. Погрешности измерения. (Физические величины. Единицы физических величин. Международная система единиц (СИ). Образование кратных и частных единиц.) Математика - язык физики. Скалярные и векторные величины. (Действия с векторами). Приближенные вычисления. Графики функций и правила их построения |
|
|
МЕХАНИКА (69 ч.) |
1. Кинематика (18 ч.)
Механическое движение и его виды. Основная задача механики и способы ее решения в кинематике. Физическое тело и материальная точка. Система отсчета. (Способы измерения длины и времени). Относительность механического движения. Траектория движения |
|
|
Равномерное прямолинейное движение. Путь и перемещение. Скорость движения. Уравнение равномерного прямолинейного движения. Закон сложения скоростей. Графики зависимости кинематических величин от времени для равномерного прямолинейного движения. Неравномерное движение. Средняя и мгновенная скорости. Рівноприскорений движение. Ускорения. Уравнение рівноприскореного движения. Скорость и пройденный путь тела во время рівноприскореного прямолинейного движения.
Графики зависимости кинематических величин от времени для рівноприскореного прямолинейного движения. Свободное падение тел. Ускорение свободного падения. Уравнения движения свободного падения тел.
Равномерное движение материальной точки по окружности. Период и частота вращения. Угловая скорость. Связь линейных и угловых величин, характеризующих движение материальной точки по окружности. Центростремительному ускорению |
|
|
2. Динамика (24 ч.)
Механическое взаимодействие тел. Сила. Виды сил в механике. Измерения сил. Сложение сил.
Законы динамики. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Инерция и инертность. Масса и импульс тела. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Границы применения законов Ньютона.
Гравитационное взаимодействие. Закон всемирного тяготения. Гравитационная постоянная. Сила притяжения. Вес и невесомость. Движение тела, брошенного вертикально вверх. Движение тела, брошенного горизонтально. Движение тела, брошенного под углом к горизонту.
Искусственные спутники Земли. Первая космическая скорость. Развитие космонавтики. Вклад украинских ученых в развитие космонавтики (Ю. Кондратюк, С. Королев и др.).
Деформация тел. Сила упругости. Механическое напряжение. Закон Гука. Модуль Юнга. Силы трения. Коэффициент трения скольжения. Движение тела под действием нескольких сил. Равновесие тел. Виды равновесия тел. Условие равновесия тела, имеющего ось вращения. Момент силы. Центр тяжести. |
|
|
3. Законы сохранения в механике (15 ч.)
Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Механическая работа и мощность. Механическая энергия. Кинетическая и потенциальная энергия. Взаимные превращения потенциальной и кинетической энергии в механических процессах. Полная механическая энергия. Закон сохранения энергии. Абсолютно упругий удар двух тел |
|
|
4. Механические колебания и волны (8 ч.)
Колебательное движение. Условия возникновения колебаний. Свободные колебания. Гармонические колебания. Амплитуда, период и частота колебаний. Уравнение гармонических колебаний. Фаза колебаний.
Математический маятник. Период колебаний математического маятника. Пружинный маятник и период его колебаний. Преобразование энергии во время колебаний математического и пружинного маятников. Вынужденные колебания. Резонанс. |
|
|
Энергия колебательного движения. Автоколебания. Распространение колебаний в упругой среде. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Скорость распространения волн |
|
|
5. Релятивистская механика (4 ч.)
Принцип относительности А. Эйнштейна. Основные положения специальной теории относительности (СТВ). Скорость света в вакууме. Относительность одновременности событий. Относительность длины и времени. Релятивистский закон сложения скоростей. Взаимосвязь массы и энергии |
|
|
Обобщающие занятия (2 ч.)
Современные представления о пространстве и времени.
Взаимосвязь классической и релятивистской механики. Связь механики с другими физическими теориями, науками, техникой. Роль механики в социально-экономическом развитии общества. Вклад украинских ученых в развитие механики. |
|
|
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА И ТЕРМОДИНАМИКА (26 ч.) |
1. Свойства газов, жидкостей и твердых тел (18 часов)
Основные положения молекулярно-кинетической теории строения вещества и ее опытные обоснования. Масса и размеры атомов и молекул. Количество вещества. Молярная масса. Стала Авогадро.
Измерение скорости движения молекул. Опыт О. Штерна.
Объяснение строения твердых тел, жидкостей и газов на основе атомно-молекулярного учения о строении вещества. Модель идеального газа. Газовые законы. Давление газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории идеального газа.
Уравнение состояния идеального газа. Уравнение Менделеева-Клапейрона. Ізопроцеси (сжижения газов, их получения и использования).
Парообразование и конденсация. Насыщенная и ненасичена пара. Кипения. Влажность воздуха. Точка росы. Методы измерения влажности воздуха
Свойства жидкости. Поверхностное натяжение жидкости. Смачивание. Капиллярные явления. |
|
|
Строение и свойства твердых тел. Кристаллические и аморфные тела. Анизотропия кристаллов (образование кристаллов в природе). Жидкие кристаллы и их свойства. Применение жидких кристаллов в технике. Полимеры: их свойства и применение. (Наноматериалы) |
|
|
2. Основы термодинамики (8 часов)
Тепловые явления. Статистический и термодинамический подходы к объяснению тепловых явлений. Термодинамическое равновесие. Температура. (Способы измерения температуры).
Внутренняя энергия тел. Два способа изменения внутренней энергии тела. Работа и количество теплоты. Работа термодинамического процесса. Теплоемкость. Первый закон термодинамики. Адиабатический процесс.
Тепловые машины. Принцип действия тепловых двигателей (двигатель внутреннего сгорания. Дизель). Необратимость тепловых процессов. Холодильная машина |
|
|
Узагальнювальне занятие (1 ч.)
Развитие теплоэнергетики. Экологические проблемы, связанные с использованием тепловых машин и двигателей |
|
|
ФИЗИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ (10 ч.) |
Лабораторные работы (8 ч.)
1. Определение ускорения тела во время рівноприскореного движения.
2. Исследование движения тела по окружности.
3. Измерения сил.
4. Измерения коэффициента жесткости упругого тела.
5. Измерения коэффициента трения.
6. Исследование равновесия тела под действием нескольких сил.
7. Исследование упругого удара двух тел.
8. Изготовление маятника и определение периода его колебаний.
9. Исследования одного из изопроцесса.
10. Измерения относительной влажности воздуха |
|
|
Типы уроков
Название |
Краткая характеристика |
Урок изучения нового материала |
Основная цель урока - изучить новый материал. Формы такого урока могут быть самыми разнообразными:
• лекция;
• изложение нового материала в режиме диалога «учитель - ученик»;
• самостоятельная работа учащихся с учебной литературой на уроке |
Комбинированный урок |
Это самый распространенный тип урока. Количество элементов урока может быть разной.
Например, изложение небольшой по объему части нового материала (10-20 мин.), закрепление нового материала (5 мин.), решение задач (5-20 мин.), контроль знаний (5-20 мин.) или краткая самостоятельная работа (10-15 мин.), возможен фронтальный лабораторный эксперимент (5-15 мин.).
Комплексная актуализация структурных элементов урока делает его многоцелевым и эффективным |
Урок закрепления знаний |
Определяющая цель урока - закрепление изученного материала. Формы ее реализации могут быть такими:
• урок решения задач;
• фронтальный эксперимент;
• урок-семинар;
• урок-конференция;
• просмотр учебных видеофильмов;
• игровые уроки («суд над трением», «суд над инерцией») и т.п. |
Урок контроля и оценивания знаний |
Главная цель данного урока - всесторонне и объективно проконтролировать и оценить усвоенные учащимися знания, умения и навыки.
• Наиболее эффективными его есть такие формы:
• разноуровневая контрольная работа;
• тестовый контроль;
• тематический зачет;
• лабораторные работы. |
План выполнения учебной программы
1 семестр
Самостоятельные работы
№ п/п |
Название |
Дата проведения |
1 |
Система отсчета. Траектория, путь и перемещение |
|
2 |
Прямолинейное равномерное движение |
|
3 |
Прямолинейное движение рівноприскорений |
|
4 |
Криволинейное движение |
|
5 |
Три закона Ньютона |
|
6 |
Закон всемирного тяготения. Сила притяжения. Вес и невесомость |
|
7 |
Сила упругости. Силы трения |
|
Лабораторные работы
№ п/п |
Название |
Дата проведения |
1 |
Определение ускорения тела при равноускоренном движении |
|
2 |
Измерение жесткости пружины |
|
3 |
Изучение равновесия тела под действием нескольких сил |
|
2 семестр
Самостоятельные работы
№ п/п |
Название |
Дата проведения |
8 |
Импульс. Закон сохранения импульса |
|
9 |
Механическая работа. Мощность |
|
10 |
Энергия. Закон сохранения энергии |
|
11 |
Механические колебания и волны |
|
12 |
Основные положения МКТ |
|
13 |
Газовые законы. Уравнение состояния газа |
|
14 |
Состояния вещества. Фазовые переходы. Насыщенный пар |
|
15 |
Законы термодинамики. Тепловые машины |
|
Лабораторные работы
№ п/п |
Название |
Дата проведения |
4 |
Исследование упругого центрального удара двух тел |
|
5 |
Изготовление маятника и определение периода его колебаний |
|
6 |
Исследования одного из изопроцесса |
|
7 |
Определение относительной влажности воздуха |
|
Тематическое оценивание
№ п/п |
Название |
Дата проведения |
1 |
Кинематика |
|
2 |
Динамика |
|
3 |
Законы сохранения в механике |
|
4 |
Механические колебания и волны |
|
5 |
Молекулярная физика |
|
6 |
Термодинамика |
|