ПРЕДИСЛОВИЕ
Эта книга предназначена для учителей физики, работающих по новой программе в 11 классе (академический уровень).
Цель учебного пособия - оказать методическую помощь учителям в распределении учебного материала по урокам и его систематизации. Для каждого урока определены:
• цель урока;
• тип урока;
• демонстрации;
• план изложения нового материала.
Выделены вопросы, которые ставят учащимся в ходе изложения нового материала. Изложение нового материала может быть «сценарию» урока в диалоговом режиме.
Ученикам предлагается домашнее задание, состоящее из трех частей:
1) материал из учебника;
2) задачи из сборника задач;
3) задачи из сборника разноуровневых самостоятельных и тематических контрольных работ.
Прочитав соответствующий параграф в учебнике и решив к нему несколько задач, ученик может подготовиться к самостоятельной работе или к тематического оценивания. Для тематического контроля знаний предложено образцы тестов, самостоятельных работ и итоговых контрольных работ.
К каждому уроку дан ориентировочное домашнее задание. Каждое задание имеет три уровня сложности (средний, достаточный и высокий).
Комментируя домашнее задание, учитель указывает на его «разноуровневость»: учащимся предложено самим выбирать домашнее задание по уровню сложности (средний, достаточный и высокий). Учитель может заранее распечатать листы с домашним заданием (например, на месяц, четверть или семестр) и раздать ученикам, чтобы они не могли избежать выполнения домашнего задания, поскольку задача первого уровня очень просты и не должны вызвать трудностей.
Вместе с тем слабый ученик, решив простые задачи и убедившись в своих силах, может попробовать выполнить задания более высокого уровня.
Ориентировочное распределение учебного времени
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
Количество часов в неделю |
3 |
Количество часов в год |
105 |
1-й семестр |
50 |
ЭЛЕКТРОДИНАМИКА |
|
1 |
Электрическое поле |
11 |
2 |
Электрический ток |
16 |
3 |
Электромагнитное поле |
15 |
4 |
Электромагнитные колебания и волны |
8 |
2-й семестр |
55 |
4 |
Электромагнитные колебания и волны (продолжение) |
8 |
5 |
Волновая и квантовая оптика |
19 |
АТОМНАЯ И ЯДЕРНАЯ ФИЗИКА |
|
6 |
Атомная и ядерная физика |
16 |
7 |
Обобщающие занятия |
2 |
Физический практикум |
7 |
Резерв учебного времени |
3 |
Условные обозначения:
Подр-1: Барьяхтар В. Г, Божинова Ф. Я., Кирюхин Н. М., Кирюхина Е. А. Физика. 11 класс. Академический уровень. Профильный уровень. Учебник для общеобразовательных школ. - Х.: Утро, 2011.
Подр-2: Гельфгат И. М., Кирик Л. А. Физика. 11 класс. Академический уровень. Учебник для общеобразовательных школ. - Х.: Гимназия, 2011.
Зб: Кирик Л. А., Гельфгат И. М., Ненашев И. Ю. Физика. 11 класс. Вопросы, задачи, тесты. - Х.: Гимназия, 2011.
Д: Кирик Л. А. Физика. 11 класс. Разноуровневые самостоятельные и тематические контролируюые работы. - Х.: Гимназия, 2011.
Домашнее задание:
Рів1 - задачи среднего уровня сложности.
Рів2 - задачи достаточного уровня сложности.
Рів3 - задачи высокого уровня сложности.
Календарно-тематическое планирование
Разделы курса физики |
Количество часов |
Даты проведения уроков |
ЭЛЕКТРОДИНАМИКА |
1. Электрическое поле (11 часов)
Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Силовые линии электрического поля. Наложения электрических полей. Электрическое поле точечных зарядов.
Вещество в электрическом поле. Проводники в электрическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Диэлектрическая проницаемость вещества. (Влияние электрического поля на живые организмы.)
Работа при перемещении заряда в однородном электростатическом поле. Потенциал электрического поля.
Разность потенциалов. Связь напряженности электрического поля с разностью потенциалов. Электроемкость. Электроемкость плоского конденсатора. Виды конденсаторов. Соединение конденсаторов. Энергия электрического поля. Использование конденсаторов в технике. |
|
|
2. Электрический ток (16 часов)
Электрический ток. Электрическое круг. Источники и потребители электрического тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полного круга. Электрические цепи с последовательным и параллельным соединением проводников. Работа и мощность электрического тока. (Тепловое действие тока.) Меры и средства безопасности при работе с электрическими устройствами. Электрический ток в различных средах (металлах, жидкостях, газах) и его использование. Плазма и ее свойства. (Практическое применение плазмы).
Электропроводность полупроводников и ее виды. Собственная и примесная проводимости полупроводников. Электронно-дырочный переход: его свойства и применение. Полупроводниковый диод. Полупроводниковые приборы и их применение. Ток в вакууме и его применение. Электронные пучки и их свойства. Электронно-лучевая трубка. |
|
|
3. Электромагнитное поле (15 часов)
Электрическая и магнитная взаимодействия. Взаимодействие проводников с током. Магнитное поле тока. Линии магнитного поля прямого и кругового токов. Индукция магнитного поля. Поток магнитной индукции. Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера. Действие магнитного поля на движущиеся заряженные частицы. Сила Лоренца. Момент сил, действующий на прямоугольную рамку с током в магнитном поле. Принцип действия электродвигателя.
Магнитные свойства вещества. Диа-, пара - и ферромагнетики. Применение магнитных материалов. (Магнитная запись информации.
Влияние магнитного поля на живые организмы.) Электромагнитная индукция. Опыты М. Фарадея. Направление индукционного тока. Закон электромагнитной индукции. Самоиндукция. ЭДС самоиндукции. Индуктивность. Энергия магнитного поля катушки с током.
Вращения прямоугольной рамки в однородном магнитном поле. Переменный ток. Получение переменного тока. Генератор переменного тока. Действующие значения напряжения и силы тока. Трансформатор. Производство, передача и использование энергии электрического тока. Взаимосвязь электрического и магнитного полей как проявление единого электромагнитного поля. |
|
|
4. Электромагнитные колебания и волны (16 часов)
Колебательный контур. Возникновение электромагнитных колебаний в колебательном контуре. Гармонические электромагнитные колебания.
Уравнения электромагнитных гармонических колебаний. Частота собственных колебаний контура. Превращение энергии в колебательном контуре. Вынужденные колебания. Резонанс. Автоколебания. Образования и распространения электромагнитных волн. Опыты Герца. Скорость распространения, длина и частота электромагнитной волны.
Шкала электромагнитных волн. Свойства электромагнитных волн различных диапазонов частот. Электромагнитные волны в природе и технике. Принцип действия радиотелефонной связи. Радиовещания и телевидения. Радиолокация. Сотовую связь. Спутниковое телевидение. |
|
|
5. Волновая и квантовая оптика (19 часов)
Развитие представлений о природе света. Распространение света в различных средах. Источники и приемники света. Поглощение и рассеивание света. Отражения света. Преломления света. Законы преломления света. Показатель преломления. Полное отражение света. (Волоконная оптика.) Линзы. Построение изображений, полученных с помощью линз. Угол зрения. Оптические приборы и их применение. Свет как электромагнитная волна. Когерентность световых волн. Интерференция света. Интерференционные картины в тонких пластинках и пленках. (Понятие о голографии.) Дифракция света. Принцип Гюйгенса-Френеля. Дифракционные картины от щели, тонкой нити. Дифракционная решетка. Дисперсия света. Прохождение света сквозь призму. Непрерывный спектр света. Спектроскоп. Поляризация света. Естественный и поляризованный свет. Квантовые свойства света. Гипотеза Планка. Световые кванты. Постоянная Планка. Энергия и импульс фотона. Давление света. Фотоэффект. Опыты Столетовым. Законы внешнего фотоэффекта. Уравнение фотоэффекта. Применение фотоэффекта. Люминесценция. (Фотохимическое действие света.) Квантовые генераторы и их применение. Принцип действия квантовых генераторов. Квантово-волновой дуализм света. |
|
|
АТОМНАЯ И ЯДЕРНАЯ ФИЗИКА |
1. Атомная и ядерная физика (16 часов)
История изучения атома. Ядерная модель атома. Квантовые постулаты Бора. (Опыты Франка и Герца.) Энергетические состояния атома. Излучение и поглощение света атомами. Атомные и молекулярные спектры. Рентгеновское излучение. (Применение рентгеновского излучения в науке, технике, медицине, на производстве.) Спектральный анализ и его применение.
Методы регистрации ионизирующего излучения. Атомное ядро. Протонно-нейтронная модель атомного ядра. Нуклоны. Изотопы. Ядерные силы и их особенности. Устойчивость ядер.
Роль электрических и ядерных сил в обеспечении устойчивости ядер. Физические основы ядерной энергетики. Энергия связи атомного ядра. Дефект масс. Способы высвобождения ядерной энергии: синтез легких и деление тяжелых ядер. Ядерные реакции. Цепная реакция деления ядер Урана. Ядерный реактор. Ядерная энергетика и экология. Радиоактивность. Естественная и искусственная радиоактивность. Виды радиоактивного распада. Получение и применение радионуклидов. (Дозиметрия. Дозы излучения. Защита от ионизирующего излучения).
Элементарные частицы. Общая характеристика элементарных частиц. (Классификация элементарных частиц.) Кварки. Космическое излучение. |
|
|
Лабораторные работы (8 часов)
1. (Исследования взаимодействия електризованих тел.)
2. Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.
3. Исследование электрической цепи с полупроводниковым диодом.
4. Исследование явления электромагнитной индукции
5. Наблюдение интерференции света.
6. Наблюдение дифракции света.
7. Наблюдения непрерывного и линейчатого спектров вещества.
8. Исследование треков заряженных частиц по фотографиям |
|
|
Физический практикум (7 часов)
1. Исследования магнитного поля Земли.
2. Исследование магнитного поля соленоида.
3. Измерение емкости конденсатора.
4. Определение энергии заряженного конденсатора.
5. Исследование полупроводникового диода.
6. Исследование транзистора.
7. Исследование отражения и преломления света.
8. Определение длины световой волны.
9. Изучение явления поляризации света.
10. Исследование свойств электромагнитных волн.
11. Изучение строения дозиметра и составление радиологической карты местности.
12. Определение фокусного расстояния и оптической силы линзы.
13. Моделирование радиоактивного распада.
14. Определение температурного коэффициента сопротивления металла.
15. Исследование зависимости сопротивления полупроводников от температуры.
16. Измерение индуктивности катушки |
|
|
Обобщающие занятия (2 часа)
Физика и научно-технический прогресс. Физическая картина мира как составляющая естественнонаучной картины мира. Роль науки в жизни человека и общественном развитии.
Современные представления о строении вещества.
Современные методы исследования строения вещества. Нанокомпозиты и нанотехнологии. |
|
|
Типы уроков
Название |
Краткая характеристика |
Урок изучения нового материала |
Основная цель урока - изучить новый материал. Формы такого урока могут быть самыми разнообразными:
1) лекция;
2) изложение нового материала в режиме диалога «учитель - ученик»;
3) самостоятельная работа учащихся с учебной литературой на уроке |
Комбинированный урок |
Это самый распространенный тип урока. Количество элементов урока может быть разной. Например, изложение незначительной по объему части нового материала (10-20 мин.), закрепление нового материала (5 мин.), решение задач (5-20 мин.), контроль знаний (5-20 мин.) или краткая самостоятельная работа (10-15 мин.), возможен фронтальный лабораторный эксперимент (5-15 мин.). Комплексная актуализация структурных элементов урока делает его многоцелевым и эффективным |
Урок закрепления знаний |
Определяющая цель урока - закрепление изученного материала. Формы ее реализации могут быть такими:
1) урок решения задач;
2) фронтальный эксперимент;
3) урок-семинар;
4) урок-конференция;
5) просмотр учебных видеофильмов;
6) игровые уроки и т.д. |
Урок контроля и оценивания знаний |
Главная цель данного урока - всесторонне и объективно проконтролировать и оценить усвоенные учащимися знания, умения и навыки. Наиболее эффективные его формы:
1) разноуровневая контрольная работа;
2) тестовый контроль;
3) тематический зачет;
4) лабораторные работы |
План выполнения учебной программы
1 семестр
Самостоятельные работы
№ п/п |
Название |
Дата проведения |
1 |
Напряженность электрического поля. Проводники и диэлектрики в электрическом поле |
|
2 |
Потенциал и разность потенциалов. Электроемкость. Энергия электрического поля |
|
3 |
Законы постоянного тока |
|
4 |
Электрический ток в различных средах |
|
5 |
Магнитное поле. Магнитная индукция. Сила Ампера. Сила Лоренца |
|
6 |
Электромагнитная индукция. Энергия магнитного поля |
|
Лабораторные работы
№ п/п |
Название |
Дата проведения |
1 |
Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока |
|
2 |
Исследование электрической цепи с полупроводниковым диодом |
|
3 |
Исследование явления электромагнитной индукции |
|
2 семестр
Самостоятельные работы
№ п/п |
Название |
Дата проведения |
7 |
Переменный ток. Трансформатор |
|
8 |
Электромагнитные колебания и волны |
|
9 |
Природа света. Законы геометрической оптики |
|
10 |
Волновая оптика |
|
11 |
Квантовые свойства света. Законы фотоэффекта |
|
12 |
Строение атома. Постулаты Бора. Атомные спектры |
|
13 |
Атомное ядро. Ядерные силы. Радиоактивность |
|
14 |
Ядерные реакции и энергия связи ядер. Ядерная энергетика |
|
Лабораторные работы
№ п/п |
Название |
Дата проведения |
4 |
Наблюдение интерференции света |
|
5 |
Наблюдение дифракции света |
|
6 |
Наблюдение сплошного и лінійчастого спектра вещества |
|
7 |
Исследование треков заряженных частиц по готовым фотографиям |
|
Тематическое оценивание
№ п/п |
Название |
Дата проведения |
1 |
Электрическое поле |
|
2 |
Законы постоянного тока |
|
3 |
Электромагнитное поле |
|
4 |
Электромагнитные колебания и волны |
|
5 |
Волновая и квантовая оптика |
|
6 |
Атомная и ядерная физика |
|