ПРЕДИСЛОВИЕ
Эта книга предназначена для учителей физики, работающих по новой программе в 11 классе.
Цель учебного пособия - оказать методическую помощь учителям в распределении учебного материала по урокам и его систематизации. Для каждого урока определены: цель урока, тип урока, демонстрации, план изложения нового материала. Выделены вопросы, которые задают ученикам в ходе изложения нового материала. Изложение нового материала может быть «сценарию» урока в диалоговом режиме.
Особое внимание уделено приемам обучения учащихся самостоятельной работы на уроках и дома. Ученикам предложено домашнее задание, состоящее из трех частей:
1) материал из учебника;
2) задачи из сборника задач;
3) задачи из сборника разноуровневых самостоятельных и тематических контрольных работ.
Прочитав соответствующий параграф в учебнике и решив к нему несколько задач, ученик может подготовиться к самостоятельной работе или к тематического оценивания. Для тематического контроля знаний предложено образцы тестов, самостоятельных работ и итоговых контрольных работ.
К каждому уроку дан образец домашнего задания. Каждое задание имеет три уровня сложности: средний, достаточный и высокий.
Комментируя домашнее задание, учитель указывает на его «разноуровневость», предлагая учащимся самим выбирать уровень домашнего задания: средний, достаточный и высокий. Учитель может заранее распечатать листы с домашним заданием (например, на месяц, четверть или семестр) и раздать в классе. Ученик уже не сможет сказать: «Я не смог решить задачу» или «У меня не получилось...», потому что задачи первого уровня очень просты и не сложны для решения. Вместе с тем, слабый ученик, выполнив простые задания и в определенной степени обретя уверенность в своих силах, может попробовать выполнить домашнее задание более высокого уровня.
Ориентировочное распределение учебного времени
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
Количество часов в неделю |
2 |
Количество часов за год |
70 |
1-й семестр |
32 |
ЭЛЕКТРОДИНАМИКА |
22 |
1 |
Электрическое поле и ток |
12 |
2 |
Электромагнитное поле |
10 |
3 |
Колебания и волны |
10 |
2-й семестр |
38 |
3 |
Колебания и волны (продолжение) |
5 |
4 |
Волновая и квантовая оптика |
12 |
АТОМНАЯ И ЯДЕРНАЯ ФИЗИКА |
|
5 |
Атомная и ядерная физика |
12 |
6 |
Обобщающие занятия |
2 |
7 |
Физический практикум |
5 |
Резерв учебного времени |
2 |
Условные обозначения:
Подр.: Генденштейн Л. Э. и др. Физика. 11 класс. Учебник для средних общеобразовательных школ. Уровень стандарта. - X.: Гимназия, 2011.
36: Кирик Л. А., Гельфгат И. М., Ненашев И. Ю. Физика. 11 класс. Вопросы, задачи, тесты. - X.: Гимназия, 2011.
Д: Кирик Л. А. Физика. 11 класс. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. -X.: Гимназия, 2011.
Домашнее задание:
Рів1 - задачи среднего уровня сложности.
Рів2 - задачи достаточного уровня сложности.
Рів3 - задачи высокого уровня сложности.
Календарно-тематическое планирование
Разделы курса физики |
Кол-во часов |
Даты проведения уроков |
ЭЛЕКТРОДИНАМИКА |
1. ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ПОЛЕ И ТОК (12 часов)
Электрическое поле. Напряженность и потенциал электрического поля. Вещество в электрическом поле. Влияние электрического поля на живые организмы. Электроемкость. Конденсаторы и их использование в технике. Энергия электрического поля.
Электрический ток. Электрическое круг. Источники и потребители электрического тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полного круга. Работа и мощность электрического тока. Безопасность при работе с электрическими устройствами. Электрический ток в различных средах (металлах, жидкостях, газах) и его использование. Электропроводность полупроводников. Собственная и примесная проводимости полупроводников. Полупроводниковый диод. Применение полупроводниковых приборов |
|
|
2. ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ (10 часов)
Электрическая и магнитная взаимодействия. Взаимодействие проводников с током. Индукция магнитного поля. Поток магнитной индукции. Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера. Сила Лоренца.
Магнитные свойства вещества. Применение магнитных материалов. Магнитная запись информации. Влияние магнитного поля на живые организмы.
Электромагнитная индукция. Закон электромагнитной индукции. Индуктивность.
Энергия магнитного поля катушки с током. Переменный ток. Генератор переменного тока. Трансформатор. Производство, передача и использование энергии электрического тока |
|
|
3. КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ (15 часов)
Колебательное движение. Свободные колебания. Гармонические колебания. Амплитуда, период и частота колебаний. Уравнение гармонических колебаний. Вынужденные колебания. Резонанс.
Математический маятник. Период колебаний математического маятника.
Распространение колебаний в упругой среде. Поперечные и продольные волны. Длина волны.
Колебательный контур. Возникновение электромагнитных колебаний в колебательном контуре. Гармонические электромагнитные колебания. Частота собственных колебаний контура. Резонанс.
Образования и распространения электромагнитных волн. Скорость распространения, длина и частота электромагнитной волны.
Шкала электромагнитных волн.
Свойства электромагнитных волн различных диапазонов частот. Электромагнитные волны в природе и технике |
|
|
4. ВОЛНОВАЯ И КВАНТОВАЯ ОПТИКА (12 часов)
Развитие представлений о природе света.
Источники и приемники света. Распространение света в различных средах. Поглощение и рассеивание света. Отражения и преломления света. Законы преломления света.
Свет как электромагнитная волна. Интерференция и дифракция световых волн. Поляризация и дисперсия света. Непрерывный спектр света. Спектроскоп.
Квантовые свойства света. Гипотеза М. Планка. Световые кванты. Энергия и импульс фотона. Фотоэффект. Уравнение фотоэффекта. Применение фотоэффекта.
Люминесценция.
Квантовые генераторы и их применение. Корпускулярно-волновой дуализм света |
|
|
5. АТОМНАЯ И ЯДЕРНАЯ ФИЗИКА (12 часов)
История изучения атома.
Ядерная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Излучение и поглощение света атомами. Атомные и молекулярные спектры.
Спектральный анализ и его применение. Рентгеновское излучение.
Атомное ядро.
Протонно-нейтронная модель атомного ядра. Нуклоны.
Ядерные силы и их особенности. Устойчивость ядер. Физические основы ядерной энергетики.
Энергия связи атомного ядра. Способы высвобождения ядерной энергии: синтез легких и деление тяжелых ядер. Цепная реакция деления ядер Урана. Ядерная энергетика и экология. Радиоактивность. Виды радиоактивного излучения. Период полураспада. Получение и применение радионуклидов. Дозиметрия. Дозы излучения. Радиоактивный защиту человека. Элементарные частицы. Общая характеристика элементарных частиц. Классификация элементарных частиц. Кварки. Космическое излучение |
|
|
Лабораторные работы (6 часов)
1. Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.
2. Исследование электрической цепи с полупроводниковым диодом.
3. Исследование явления электромагнитной индукции.
4. Изготовление маятника и определение периода его колебаний.
5. Наблюдение интерференции и дифракции света.
6. Наблюдения непрерывного и лінійчастого спектров вещества |
|
|
Физический практикум (5 часов)
1. Определение энергии заряженного конденсатора.
2. Исследование электрических цепей.
3. Определение длины световой волны.
4. Определение ускорения свободного падения с помощью маятника.
5. Изучение строения дозиметра и составление радиологической карты местности.
6. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям |
|
|
Обобщающие занятия
Физика и научно-технический прогресс. Физическая картина мира как составляющая естественнонаучной картины мира. Роль науки в жизни человека и общественном развитии. Современные представления о строении вещества |
|
|
Типы уроков
Название |
Краткая характеристика |
Урок изучения нового материала |
Основная цель урока - изучить новый материал. Формы такого урока могут быть самыми разнообразными:
1) лекция;
2) изложение нового материала в режиме диалога «учитель-ученик»;
3) самостоятельная работа учащихся с учебной литературой на уроке |
Комбинированный урок |
Это самый распространенный тип урока. Количество элементов урока может быть разной.
Например, изложение незначительной по объему части нового материала (10-20 мин.), закрепление нового материала (5 мин.), решение задач (5-20 мин.), контроль знаний (5-20 мин.) или краткая самостоятельная работа (10-15 мин.), возможен фронтальный лабораторный эксперимент (5-15 мин.). Комплексная актуализация структурных элементов урока делает его многоцелевым и эффективным |
Урок закрепления знаний |
Определяющая цель урока - закрепление изученного материала. Формы ее реализации могут быть такими:
1) урок решения задач;
2) фронтальный эксперимент;
3) урок-семинар;
4) урок-конференция;
5) просмотр учебных видеофильмов;
6) игровые уроки («Суд над трением», «Суд над инерцией») и др. |
Урок контроля и оценивания знаний |
Главная цель данного урока - всесторонне и объективно проконтролировать и оценить усвоенные учащимися знания, умения и навыки.
Наиболее эффективные его формы:
1) разноуровневая контрольная работа;
2) тестовый контроль;
3) тематический зачет;
4) лабораторные работы |
План выполнения учебной программы
1 семестр
Самостоятельные работы
№ п/п |
Название |
Дата проведения |
1 |
Напряженность электрического поля. Проводники и диэлектрики в электрическом поле |
|
2 |
Потенциал и разность потенциалов. Электроемкость. Энергия электрического поля |
|
3 |
Законы постоянного тока |
|
4 |
Электрический ток в различных средах |
|
5 |
Магнитное поле. Магнитная индукция. Сила Ампера. Сила Лоренца |
|
6 |
Электромагнитная индукция. Энергия магнитного поля |
|
7 |
Переменный ток. Трансформатор |
|
8 |
Механические колебания и волны. Звук |
|
Лабораторные работы
№ п/п |
Название |
Дата проведения |
1 |
Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока |
|
2 |
Исследование электрической цепи с полупроводниковым диодом |
|
3 |
Исследование явления электромагнитной индукции |
|
4 |
Изготовление маятника и определение периода его колебаний |
|
2 семестр
Самостоятельные работы
№ п/п |
Название |
Дата проведения |
9 |
Природа света. Законы геометрической оптики |
|
10 |
Волновая оптика |
|
11 |
Квантовые свойства света. Законы фотоэффекта |
|
12 |
Строение атома. Постулаты Бора. Атомные спектры |
|
13 |
Атомное ядро. Ядерные силы. Радиоактивность |
|
14 |
Ядерные реакции и энергия связи ядер. Ядерная энергетика |
|
Лабораторные работы
№ п/п |
Название |
Дата проведения |
5 |
Наблюдение интерференции и дифракции света |
|
6 |
Наблюдение сплошного и лінійчастого спектров вещества |
|
Тематическое оценивание
№ п/п |
Название |
Дата проведения |
1 |
Электрическое поле и электрический ток |
|
2 |
Электромагнитное поле |
|
3 |
Колебания и волны |
|
4 |
Волновая и квантовая оптика |
|
5 |
Атомная и ядерная физика |
|