Физика
Уроки Физики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ВСЕ УРОКИ ФИЗИКИ
11 КЛАСС

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Эта книга предназначена для учителей физики, работающих по новой программе в 11 классе.

Цель учебного пособия - оказать методическую помощь учителям в распределении учебного материала по урокам и его систематизации. Для каждого урока определены: цель урока, тип урока, демонстрации, план изложения нового материала. Выделены вопросы, которые задают ученикам в ходе изложения нового материала. Изложение нового материала может быть «сценарию» урока в диалоговом режиме.

Особое внимание уделено приемам обучения учащихся самостоятельной работы на уроках и дома. Ученикам предложено домашнее задание, состоящее из трех частей:

1) материал из учебника;

2) задачи из сборника задач;

3) задачи из сборника разноуровневых самостоятельных и тематических контрольных работ.

Прочитав соответствующий параграф в учебнике и решив к нему несколько задач, ученик может подготовиться к самостоятельной работе или к тематического оценивания. Для тематического контроля знаний предложено образцы тестов, самостоятельных работ и итоговых контрольных работ.

К каждому уроку дан образец домашнего задания. Каждое задание имеет три уровня сложности: средний, достаточный и высокий.

Комментируя домашнее задание, учитель указывает на его «разноуровневость», предлагая учащимся самим выбирать уровень домашнего задания: средний, достаточный и высокий. Учитель может заранее распечатать листы с домашним заданием (например, на месяц, четверть или семестр) и раздать в классе. Ученик уже не сможет сказать: «Я не смог решить задачу» или «У меня не получилось...», потому что задачи первого уровня очень просты и не сложны для решения. Вместе с тем, слабый ученик, выполнив простые задания и в определенной степени обретя уверенность в своих силах, может попробовать выполнить домашнее задание более высокого уровня.

 

Ориентировочное распределение учебного времени

 

№ п/п

Тема

Количество часов

Количество часов в неделю

2

Количество часов за год

70

1-й семестр

32

ЭЛЕКТРОДИНАМИКА

22

1

Электрическое поле и ток

12

2

Электромагнитное поле

10

3

Колебания и волны

10

2-й семестр

38

3

Колебания и волны (продолжение)

5

4

Волновая и квантовая оптика

12

АТОМНАЯ И ЯДЕРНАЯ ФИЗИКА

 

5

Атомная и ядерная физика

12

6

Обобщающие занятия

2

7

Физический практикум

5

Резерв учебного времени

2

 

Условные обозначения:

Подр.: Генденштейн Л. Э. и др. Физика. 11 класс. Учебник для средних общеобразовательных школ. Уровень стандарта. - X.: Гимназия, 2011.

36: Кирик Л. А., Гельфгат И. М., Ненашев И. Ю. Физика. 11 класс. Вопросы, задачи, тесты. - X.: Гимназия, 2011.

Д: Кирик Л. А. Физика. 11 класс. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. -X.: Гимназия, 2011.

 

Домашнее задание:

Рів1 - задачи среднего уровня сложности.

Рів2 - задачи достаточного уровня сложности.

Рів3 - задачи высокого уровня сложности.

 

Календарно-тематическое планирование

 

Разделы курса физики

Кол-во часов

Даты проведения уроков

ЭЛЕКТРОДИНАМИКА

1. ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ПОЛЕ И ТОК (12 часов)

Электрическое поле. Напряженность и потенциал электрического поля. Вещество в электрическом поле. Влияние электрического поля на живые организмы. Электроемкость. Конденсаторы и их использование в технике. Энергия электрического поля.

Электрический ток. Электрическое круг. Источники и потребители электрического тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полного круга. Работа и мощность электрического тока. Безопасность при работе с электрическими устройствами. Электрический ток в различных средах (металлах, жидкостях, газах) и его использование. Электропроводность полупроводников. Собственная и примесная проводимости полупроводников. Полупроводниковый диод. Применение полупроводниковых приборов

 

 

2. ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ (10 часов)

Электрическая и магнитная взаимодействия. Взаимодействие проводников с током. Индукция магнитного поля. Поток магнитной индукции. Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера. Сила Лоренца.

Магнитные свойства вещества. Применение магнитных материалов. Магнитная запись информации. Влияние магнитного поля на живые организмы.

Электромагнитная индукция. Закон электромагнитной индукции. Индуктивность.

Энергия магнитного поля катушки с током. Переменный ток. Генератор переменного тока. Трансформатор. Производство, передача и использование энергии электрического тока

 

 

3. КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ (15 часов)

Колебательное движение. Свободные колебания. Гармонические колебания. Амплитуда, период и частота колебаний. Уравнение гармонических колебаний. Вынужденные колебания. Резонанс.

Математический маятник. Период колебаний математического маятника.

Распространение колебаний в упругой среде. Поперечные и продольные волны. Длина волны.

Колебательный контур. Возникновение электромагнитных колебаний в колебательном контуре. Гармонические электромагнитные колебания. Частота собственных колебаний контура. Резонанс.

Образования и распространения электромагнитных волн. Скорость распространения, длина и частота электромагнитной волны.

Шкала электромагнитных волн.

Свойства электромагнитных волн различных диапазонов частот. Электромагнитные волны в природе и технике

 

 

4. ВОЛНОВАЯ И КВАНТОВАЯ ОПТИКА (12 часов)

Развитие представлений о природе света.

Источники и приемники света. Распространение света в различных средах. Поглощение и рассеивание света. Отражения и преломления света. Законы преломления света.

Свет как электромагнитная волна. Интерференция и дифракция световых волн. Поляризация и дисперсия света. Непрерывный спектр света. Спектроскоп.

Квантовые свойства света. Гипотеза М. Планка. Световые кванты. Энергия и импульс фотона. Фотоэффект. Уравнение фотоэффекта. Применение фотоэффекта.

Люминесценция.

Квантовые генераторы и их применение. Корпускулярно-волновой дуализм света

 

 

5. АТОМНАЯ И ЯДЕРНАЯ ФИЗИКА (12 часов)

История изучения атома.

Ядерная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Излучение и поглощение света атомами. Атомные и молекулярные спектры.

Спектральный анализ и его применение. Рентгеновское излучение.

Атомное ядро.

Протонно-нейтронная модель атомного ядра. Нуклоны.

Ядерные силы и их особенности. Устойчивость ядер. Физические основы ядерной энергетики.

Энергия связи атомного ядра. Способы высвобождения ядерной энергии: синтез легких и деление тяжелых ядер. Цепная реакция деления ядер Урана. Ядерная энергетика и экология. Радиоактивность. Виды радиоактивного излучения. Период полураспада. Получение и применение радионуклидов. Дозиметрия. Дозы излучения. Радиоактивный защиту человека. Элементарные частицы. Общая характеристика элементарных частиц. Классификация элементарных частиц. Кварки. Космическое излучение

 

 

Лабораторные работы (6 часов)

1. Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.

2. Исследование электрической цепи с полупроводниковым диодом.

3. Исследование явления электромагнитной индукции.

4. Изготовление маятника и определение периода его колебаний.

5. Наблюдение интерференции и дифракции света.

6. Наблюдения непрерывного и лінійчастого спектров вещества

 

 

Физический практикум (5 часов)

1. Определение энергии заряженного конденсатора.

2. Исследование электрических цепей.

3. Определение длины световой волны.

4. Определение ускорения свободного падения с помощью маятника.

5. Изучение строения дозиметра и составление радиологической карты местности.

6. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям

 

 

Обобщающие занятия

Физика и научно-технический прогресс. Физическая картина мира как составляющая естественнонаучной картины мира. Роль науки в жизни человека и общественном развитии. Современные представления о строении вещества

 

 

 

Типы уроков

 

Название

Краткая характеристика

Урок изучения нового материала

Основная цель урока - изучить новый материал. Формы такого урока могут быть самыми разнообразными:

1) лекция;

2) изложение нового материала в режиме диалога «учитель-ученик»;

3) самостоятельная работа учащихся с учебной литературой на уроке

Комбинированный урок

Это самый распространенный тип урока. Количество элементов урока может быть разной.

Например, изложение незначительной по объему части нового материала (10-20 мин.), закрепление нового материала (5 мин.), решение задач (5-20 мин.), контроль знаний (5-20 мин.) или краткая самостоятельная работа (10-15 мин.), возможен фронтальный лабораторный эксперимент (5-15 мин.). Комплексная актуализация структурных элементов урока делает его многоцелевым и эффективным

Урок закрепления знаний

Определяющая цель урока - закрепление изученного материала. Формы ее реализации могут быть такими:

1) урок решения задач;

2) фронтальный эксперимент;

3) урок-семинар;

4) урок-конференция;

5) просмотр учебных видеофильмов;

6) игровые уроки («Суд над трением», «Суд над инерцией») и др.

Урок контроля и оценивания знаний

Главная цель данного урока - всесторонне и объективно проконтролировать и оценить усвоенные учащимися знания, умения и навыки.

Наиболее эффективные его формы:

1) разноуровневая контрольная работа;

2) тестовый контроль;

3) тематический зачет;

4) лабораторные работы

 

План выполнения учебной программы

1 семестр

Самостоятельные работы

 

№ п/п

Название

Дата проведения

1

Напряженность электрического поля. Проводники и диэлектрики в электрическом поле

 

2

Потенциал и разность потенциалов. Электроемкость. Энергия электрического поля

 

3

Законы постоянного тока

 

4

Электрический ток в различных средах

 

5

Магнитное поле. Магнитная индукция. Сила Ампера. Сила Лоренца

 

6

Электромагнитная индукция. Энергия магнитного поля

 

7

Переменный ток. Трансформатор

 

8

Механические колебания и волны. Звук

 

 

Лабораторные работы

 

№ п/п

Название

Дата проведения

1

Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока

 

2

Исследование электрической цепи с полупроводниковым диодом

 

3

Исследование явления электромагнитной индукции

 

4

Изготовление маятника и определение периода его колебаний

 

 

2 семестр

Самостоятельные работы

 

№ п/п

Название

Дата проведения

9

Природа света. Законы геометрической оптики

 

10

Волновая оптика

 

11

Квантовые свойства света. Законы фотоэффекта

 

12

Строение атома. Постулаты Бора. Атомные спектры

 

13

Атомное ядро. Ядерные силы. Радиоактивность

 

14

Ядерные реакции и энергия связи ядер. Ядерная энергетика

 

 

Лабораторные работы

 

№ п/п

Название

Дата проведения

5

Наблюдение интерференции и дифракции света

 

6

Наблюдение сплошного и лінійчастого спектров вещества

 

 

Тематическое оценивание

 

№ п/п

Название

Дата проведения

1

Электрическое поле и электрический ток

 

2

Электромагнитное поле

 

3

Колебания и волны

 

4

Волновая и квантовая оптика

 

5

Атомная и ядерная физика