Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНАЯ РЕЧЬ 2 КЛАСС
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Урок 1

Тема. Вступление. Звуки речи. Буквы. Каллиграфическое написание строчных букв украинского алфавита. Произношение и правописание слов азбука, азбука, алфавит и сентябрь

 

Цель: ознакомить учащихся со структурой учебника, с условными обозначениями; замотивировать детей к изучению родного языка; выяснить уровень знаний учащихся о звуках речи, буквы; закрепить умение каллиграфического письма малых букв украинского алфавита; воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование: таблица «Алфавит».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Вступительная беседа

- Прочитайте стихотворение Любови Забашты «Родная речь».

- Чего желает поэтесса родном языке?

- Зачем нужно изучать родной язык?

- Которое автор стихотворения выражает нам пожелания? Прочитайте эти строки.

- Рассмотрите наш учебник и скажите, как он называется и кто его автор.

- Какие условные обозначения нам нужно знать, чтобы правильно пользоваться учебником? Внимательно их рассмотрите и запомните.

Учитель еще раз напоминает о красоту, мелодичность и звучность родного украинского языка, о необходимости ее изучения, ведь она является государственным языком всех граждан Украины и владеть ею - почетный долг каждого украинца.

 

III. Сообщение темы и цели урока

- Сегодня на уроке мы выясним, что вы помните о звуки речи, буквы, которыми они обозначаются. Также вспомним украинский алфавит и будем каллиграфически писать не только буквы, но и целые предложения.

 

IV. Актуализация опорных знаний и мотивация обучения

1. Работа с загадкой (упражнение 1)

- Прочитайте загадку и отгадайте ее.

- Выразительно произнесите слово-отгадку. Какие звуки вы слышите?

- Рассмотрите звуковую модель слова. Вспомните, что означает каждый значок. на какие две части разделено слово?

- Составьте звуковую модель слова книга.

2. Работа с алфавитом (упражнение 4)

- Вспомните малые буквы - печатные и рукописные. Вспомните их вполголоса.

- Какая буква не обозначает отдельного звука?

- Прочитайте, как еще называют букву и.

3. Минутка чистопису (упражнение 5)

- назовите рукописные буквы и запишите их по образцу.

- Подберите с этими буквами слова и запишите их. (Иней, дом, пони; еж, поезд, рощи; дым, брюки; йод, майка, чай; лимон, палка, сокол; мир, лампа, сом; нос, тень, сын; артист, масло, нора, орел, слон, кино; сад, паста, квас.)

4. Физкультминутка

 

V. Повторение и закрепление изученного материала

1. Прочитайте стихотворение. К чему призывает поэт?

- Спишите первые две строки стихотворения.

- Найдите в стихотворении слова, соответствующие звуковым моделям.

 

 

- Четко произносите каждый звук в этих словах.

- Прочитайте правило и запомните его.

2. Составление слов (упражнение 3)

- Запишите получившиеся слова.

- Прочитайте следующее правило и запомните его.

3. Звуко-буквенный анализ (упражнение 6)

- Прочитайте и спишите предложения.

- Произнесите звуки и назовите буквы в выделенных словах. Почему в них букв больше, чем звуков?

- Составьте звуковые модели этих слов.

4. Словарная работа (упражнение 7)

- Запишите слово сентябрь, разделяя его на слоги. Подчеркните буквы, которые обозначают гласные звуки.

- Составьте звуковую модель этого слова.

- Обратите внимание на выделенные буквы. Запомните написание этого слова.

- Составьте с ним предложение и запишите.

Сентябрь - первый месяц осени.

- Прочитайте слова в верхней красной рамочке. Как вы думаете, почему они записаны вместе?

- Что означают эти слова? (Учитель объясняет их происхождения.)

- Запишите их, поставьте ударение и запомните правописание этих слов.

 

VI. Итог урока

- Что мы знаем о звуках речи?

- Как обозначаются звуки на письме? Приведите примеры.

- Какая буква не обозначает отдельного звука?

- Что такое алфавит? Как еще называют порядке всех букв украинского языка?

- Написание какого слова нужно запомнить?

 

VII. Домашнее задание с инструктажем

Правила на с. 5, упражнение 8.