Урок 1
Тема. Вступление. Звуки речи. Буквы. Каллиграфическое написание строчных букв украинского алфавита. Произношение и правописание слов азбука, азбука, алфавит и сентябрь
Цель: ознакомить учащихся со структурой учебника, с условными обозначениями; замотивировать детей к изучению родного языка; выяснить уровень знаний учащихся о звуках речи, буквы; закрепить умение каллиграфического письма малых букв украинского алфавита; воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование: таблица «Алфавит».
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Вступительная беседа
- Прочитайте стихотворение Любови Забашты «Родная речь».
- Чего желает поэтесса родном языке?
- Зачем нужно изучать родной язык?
- Которое автор стихотворения выражает нам пожелания? Прочитайте эти строки.
- Рассмотрите наш учебник и скажите, как он называется и кто его автор.
- Какие условные обозначения нам нужно знать, чтобы правильно пользоваться учебником? Внимательно их рассмотрите и запомните.
Учитель еще раз напоминает о красоту, мелодичность и звучность родного украинского языка, о необходимости ее изучения, ведь она является государственным языком всех граждан Украины и владеть ею - почетный долг каждого украинца.
III. Сообщение темы и цели урока
- Сегодня на уроке мы выясним, что вы помните о звуки речи, буквы, которыми они обозначаются. Также вспомним украинский алфавит и будем каллиграфически писать не только буквы, но и целые предложения.
IV. Актуализация опорных знаний и мотивация обучения
1. Работа с загадкой (упражнение 1)
- Прочитайте загадку и отгадайте ее.
- Выразительно произнесите слово-отгадку. Какие звуки вы слышите?
- Рассмотрите звуковую модель слова. Вспомните, что означает каждый значок. на какие две части разделено слово?
- Составьте звуковую модель слова книга.
2. Работа с алфавитом (упражнение 4)
- Вспомните малые буквы - печатные и рукописные. Вспомните их вполголоса.
- Какая буква не обозначает отдельного звука?
- Прочитайте, как еще называют букву и.
3. Минутка чистопису (упражнение 5)
- назовите рукописные буквы и запишите их по образцу.
- Подберите с этими буквами слова и запишите их. (Иней, дом, пони; еж, поезд, рощи; дым, брюки; йод, майка, чай; лимон, палка, сокол; мир, лампа, сом; нос, тень, сын; артист, масло, нора, орел, слон, кино; сад, паста, квас.)
4. Физкультминутка
V. Повторение и закрепление изученного материала
1. Прочитайте стихотворение. К чему призывает поэт?
- Спишите первые две строки стихотворения.
- Найдите в стихотворении слова, соответствующие звуковым моделям.
- Четко произносите каждый звук в этих словах.
- Прочитайте правило и запомните его.
2. Составление слов (упражнение 3)
- Запишите получившиеся слова.
- Прочитайте следующее правило и запомните его.
3. Звуко-буквенный анализ (упражнение 6)
- Прочитайте и спишите предложения.
- Произнесите звуки и назовите буквы в выделенных словах. Почему в них букв больше, чем звуков?
- Составьте звуковые модели этих слов.
4. Словарная работа (упражнение 7)
- Запишите слово сентябрь, разделяя его на слоги. Подчеркните буквы, которые обозначают гласные звуки.
- Составьте звуковую модель этого слова.
- Обратите внимание на выделенные буквы. Запомните написание этого слова.
- Составьте с ним предложение и запишите.
Сентябрь - первый месяц осени.
- Прочитайте слова в верхней красной рамочке. Как вы думаете, почему они записаны вместе?
- Что означают эти слова? (Учитель объясняет их происхождения.)
- Запишите их, поставьте ударение и запомните правописание этих слов.
VI. Итог урока
- Что мы знаем о звуках речи?
- Как обозначаются звуки на письме? Приведите примеры.
- Какая буква не обозначает отдельного звука?
- Что такое алфавит? Как еще называют порядке всех букв украинского языка?
- Написание какого слова нужно запомнить?
VII. Домашнее задание с инструктажем
Правила на с. 5, упражнение 8.