ВСТУПЛЕНИЕ
Нет силы более мощной,
чем знание: человек, вооруженный с
выполнением, - непобедима.
Максим Горький
Всестороннее расширение и применение знаний является источником роста экономики страны, фактором успешности предприятий и залогом личного благосостояния каждого человека. В странах с экономикой знаний сосредоточена большая доля общественного богатства, в структуре их производства преобладает наукоемкий сектор, добавленная стоимость увеличивается за счет расширения интеллектуальной составляющей в структуре производимой продукции, меняется сам характер труда, главным фактором конкурентоспособности страны становится уровень технологизации экономики и интеллектуальный потенциал человека.
К составляющих экономики знаний можно отнести:
1) качественное и непрерывное образование;
2) инновационную систему, которая представляет собой совокупность институтов, которые опосредуют и участвуют в реализации инновационных процессов;
3) институциональный режим, что создает стимулы к развитию и применение новых знаний во всех секторах экономики;
4) инфраструктуру, что содержит в себе информационно-коммуникационные технологии, которые обеспечивают связь между инновационной системой и внешней средой;
5) менеджмент знаний, что подразумевает деятельность по планированию, организации, стимулирования и координации процессов производства, накопления, эффективного использования и передачи знаний.
Эти элементы экономики знаний тесно связаны между собой: образование способствует развитию интеллекта и накоплению знаний, которые используются в инновационной деятельности; институциональный режим должен создавать благоприятное мотивационное среду для проведения инновационных исследований; инфраструктура осуществляет техническое поддержание организации всех инновационных процессов, является механизмом, который объединяет все элементы; экономика знаний также требует управления, поэтому возникает новое направление науки управления - менеджмент знаний; государство является инициатором и координатором развития экономики знаний.
Потребность в формировании в Украине качественно нового общества и экономики знаний, базирующейся на высокотехнологичных изменениях и гуманизации экономики, является очевидной. Знание является неисчерпаемым и постоянно возобновляемым ресурсом, который таит в себе невероятные возможности. Задача человека, предприятия и государства - научиться эффективно использовать этот потенциал. Сейчас образование рассматривают как инвестиции в человеческий капитал, а знания приобретают большую значимость, чем материальные факторы, поэтому возникает «индустрия образования», затраты на которую составляют значительную долю в бюджетах передовых стран.
Школьное образование является одним из главных шагов к развитию экономики и общества знаний, а следовательно, до личного и общего благосостояния. В процессе обучения, в частности при изучении курса «Экономика», у учащихся должны быть сформированы такие компетенции:
♦ когнитивные - способность к познанию (способность к овладению и применению знаний, поиска, обобщения, систематизации информации);
♦ деятельностные (владение методиками, технологиями, умение применить знания для решения проблем);
♦ социальные (коммуникативные компетенции, межличностное взаимодействие, работа в группах);
♦ личностные (толерантность, ответственность, нравственность).
Цели экономического образования в школе определены в новой редакции программы «Экономика».
Общих целей, реализуемых во время изучения экономики в классах всех профилей обучения, относятся следующие:
♦ усвоение фундаментальных знаний об экономической жизни общества, а именно: главных экономических категорий, законов, закономерностей, тенденций;
♦ формирование мировоззрения цивилизованного человека, которая признает такие общечеловеческие ценности, как свобода деятельности и выбора, право частной собственности, соблюдение законности и т.д.;
♦ содействие развитию навыков рационального экономического поведения человека как потребителя, наемного работника, производителя, налогоплательщика, пользователя общественных благ и т.п.;
♦ формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических заданий.
Особыми целями изучения экономики в классах общественно - гуманитарного направления обучения являются:
♦ усвоение специальных знаний, связанных с выбором будущей сферы деятельности и профессии;
♦ овладение отдельными приемами экономического анализа;
♦ подготовка к обучению в высших учебных заведениях экономического, социологического, правового профилей.
Определяющим условием реализации задач экономического образования является надлежащее методическое обеспечение учителей. Целью предлагаемого пособия является методическая и практическая помощь учителю в преподавании этого курса. Содержание пособия составлено в соответствии с новой программой для классов профильного уровня.
Программа курса «Экономика» рассчитана на 210 часов, которые распределяются по 105 ч в 10 и 11 классах. Учебные часы каждого урока, в свою очередь, распределяются на изучение материала, практические занятия и резервное время.
Изучение экономики в 11 классе предусматривает формирование у учащихся знаний об основах предпринимательской деятельности. Ученик знакомится с особенностями организации бизнеса, выбора наиболее эффективной организационно-правовой формы предприятия, спецификой управления затратами и финансовыми результатами, технологиями продвижения товара на рынке.
Предметом изучения являются также национальная экономика и мировое хозяйство.
У учащихся формируется представление о закономерностях функционирования национального хозяйства, влияние правительства на эффективность экономического и социального развития.
Во время изучения форм международных экономических отношений и этапов экономической интеграции стран учащиеся знакомятся с главными глобализационными тенденциями и особенностями мирового хозяйства, что является весьма важным в условиях интеграции Украины в мировое сообщество.
Формы обучения, что их авторы пособия рекомендуют учителям экономики, обеспечат эффективное усвоение учащимися теоретического материала и привлечения учеников к активному сотрудничеству во время выполнения практических экономических задач.
Форма обучения |
Особенности |
Лекция (первичное изучение материала) |
• Групповая форма обучения;
• раскрытие фундаментальных теоретических основ предмета, ознакомление с методологией;
• определение направлений самостоятельной работы |
Практические занятия |
• Закрепление изученного теоретического материала, более глубокое усвоение и формирование умения применять теоретические знания с практической, прикладной целью;
• самостоятельный поиск учащимися информации;
• работа в подгруппах;
• консультирование с учителем |
Тренинг, групповая работа |
• Разновидность практических занятий;
• совершенствование практических навыков;
• работа в группах;
• самостоятельное делегирование, распределение полномочий;
• самостоятельный поиск информации;
• самостоятельное принятие решений |
Семинар |
• Выступления учащихся с докладами;
• коллективное обсуждение;
• самостоятельный поиск информации;
• навыки презентации;
• интерактивность |
Написание рефератов, эссе, статей |
• Самостоятельная исследовательская работа;
• анализ теоретических и практических положений;
• выдвижение и обоснование собственных мыслей, гипотез;
• презентация результатов |
Пособие содержит разработки всех уроков экономики в 11 классе, главное внимание в которых сосредоточено на усвоении учащимися теоретических знаний и умении применять их на практике. С целью активизации познавательной деятельности учащихся авторы пособия предлагают интересные деловые игры, практические задачи, вопросы для дискуссии, кроссворды, ребусы и т.д. Кроме этого, представлены разработки практических работ и задания для контроля знаний.
Предложенная разработка может использоваться учителем как его собственный план-конспект. Это обеспечит высокую производительность учителя, способность заинтересовать учащихся и восторженно повести путем экономики знаний.
Искренне желаем успехов в педагогической работе!