ВСТУПЛЕНИЕ
УРОК 1. ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ УКРАИНЫ. АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО УКРАИНЫ
Тема. Физическая география Украины, предмет и методы исследования. Формирование территории Украины. Современное административно-территориальное устройство.
Учебная цель: вспомнить приемы учебной деятельности; выяснить особенности нового курса, предмет его изучения; ознакомить с методами исследования природы Украины; используя межпредметные связи с историей, охарактеризовать основные этапы формирования территории страны; ознакомить с современным административно-территориальным устройством Украины; продолжить формирование основных навыков работы с источниками географических знаний, умений анализировать, делать выводы и обобщения.
Тип урока: формирование новых знаний, умений, навыков.
Оборудование: учебник, атлас, контурные карты, настенные карты: физическая, политическая, физическая Украины, административно-территориального устройства Украины; образцы разнообразных источников знаний по географии Украины.
Опорные и базовые понятия: география, физическая география, предмет и метод географического исследования, территориально-административная единица.
Географическая номенклатура: АР Крым, 24 области Украины, Киев, Севастополь, областные центры.
ХОД УРОКА
I. организационный момент
Ознакомление учащихся с организацией учебного процесса в процессе изучения нового курса, обязательными источниками информации (учебником, атласом, контурными картами), принадлежностями, с методическим аппаратом учебника. Подчеркнуть ученикам на необходимости усвоения дополнительной информации во внеурочное время.
II. Актуализация опорных знаний, умений и навыков учащихся
• Что изучает наука география?
• С какими географическими курсами мы знакомились в предыдущих классах? Что конкретно мы изучали? Что дают нам эти знания?
• Что нам известно о природе Украины, если учесть, что в 7 классе изучали географию Евразии вообще?
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности
Не зная и не понимая природные условия и природные ресурсы Украины, жизнь становится не столько сложным, сколько интересным. Чтобы стать настоящими хозяевами своей Родины, нужно ее не только любить, но и хорошо знать.
IV. Изучение нового материала
1. География Украины (комплекс наук)
- Физическое - изучает свойства, изменения во времени, закономерности размещения по территории: а) природных компонентов (ресурсов); б) природных условий; в) природных комплексов.
- Социально-экономическая - особенности населения, хозяйства, их размещение по территории.
2. Связь физической географии с другими науками
3. Методы географических исследований (условная классификация):
а) по научной организацией получения данных:
- наблюдение и измерение - работа метеостанций, съемки космических спутников;
- эксперимент (научно-организованный опыт) - акклиматизация биологических видов;
- моделирование (создание моделей аналогично природным комплексам или виртуальных) - заповедники, географические карты, компьютерная модель образования балки;
б) по источникам знаний: картографические, изучение специализированной литературы, обработка статистической информации, ГИС и т.д.;
в) за умственной деятельностью: сравнение, анализ, прогнозирование;
г) за организацией исследований: камеральные, стационарные, экспедиционные, дистанционные; комплексные.
4. Формирование территории Украины
Только в отдельные периоды украинские государственные образования были значительными (Киевская Русь, Запорожская Сечь). В целом украинские территории принадлежали другим империям. С нач. ХХ в. образуются различные по значению украинские государственные формирования (УНР, ЗУНР). С 1922 г. начинается этап существования Украины как республики СССР, в которую входят сначала только территории Левобережья и восточного Правобережья, а потом постепенно присоединяются западные и южные земли. В 1954 г. окончательно сформировались ее пределы, которые остались без изменений и после провозглашения 24.08.1991 г. независимости.
5. Современное административно-территориальное устройство страны
Разделение территории на различные по рангу части (единицы) с местными органами власти для удобства управления страной: Автономная Республика Крым, 24 области и 2 города государственного подчинения (с особым статусом); центры АР и областей, районы АР и областей, города областного подчинения, районные центры, районы в городах, поселки и села.
V. Сакріплення изученного материала
• Какими методами исследований мы будем пользоваться, изучая курс?
• Сколько административных единиц входит в состав Украины? Покажите несколько примеров на карте.
• Когда Украина обрела независимость?
• Вспомните конкретные события, которые касались формирования территории Украины.
VI. Итоги урока
VII. Домашнее задание
1. Проработать §___.
2. На контурной карте обозначить АР Крым, 24 области Украины, Киев, Севастополь, областные центры, свой населенный пункт.
3. Определить координаты своего областного центра.