География
Уроки по географии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ УКРАИНЫ 8 КЛАСС.
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

ВСТУПЛЕНИЕ

 

УРОК 1. ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ УКРАИНЫ. АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО УКРАИНЫ

 

Тема. Физическая география Украины, предмет и методы исследования. Формирование территории Украины. Современное административно-территориальное устройство.

Учебная цель: вспомнить приемы учебной деятельности; выяснить особенности нового курса, предмет его изучения; ознакомить с методами исследования природы Украины; используя межпредметные связи с историей, охарактеризовать основные этапы формирования территории страны; ознакомить с современным административно-территориальным устройством Украины; продолжить формирование основных навыков работы с источниками географических знаний, умений анализировать, делать выводы и обобщения.

Тип урока: формирование новых знаний, умений, навыков.

Оборудование: учебник, атлас, контурные карты, настенные карты: физическая, политическая, физическая Украины, административно-территориального устройства Украины; образцы разнообразных источников знаний по географии Украины.

Опорные и базовые понятия: география, физическая география, предмет и метод географического исследования, территориально-административная единица.

Географическая номенклатура: АР Крым, 24 области Украины, Киев, Севастополь, областные центры.

ХОД УРОКА

I. организационный момент

Ознакомление учащихся с организацией учебного процесса в процессе изучения нового курса, обязательными источниками информации (учебником, атласом, контурными картами), принадлежностями, с методическим аппаратом учебника. Подчеркнуть ученикам на необходимости усвоения дополнительной информации во внеурочное время.

 

II. Актуализация опорных знаний, умений и навыков учащихся

• Что изучает наука география?

• С какими географическими курсами мы знакомились в предыдущих классах? Что конкретно мы изучали? Что дают нам эти знания?

• Что нам известно о природе Украины, если учесть, что в 7 классе изучали географию Евразии вообще?

 

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности

Не зная и не понимая природные условия и природные ресурсы Украины, жизнь становится не столько сложным, сколько интересным. Чтобы стать настоящими хозяевами своей Родины, нужно ее не только любить, но и хорошо знать.

 

IV. Изучение нового материала

1. География Украины (комплекс наук)

- Физическое - изучает свойства, изменения во времени, закономерности размещения по территории: а) природных компонентов (ресурсов); б) природных условий; в) природных комплексов.

- Социально-экономическая - особенности населения, хозяйства, их размещение по территории.

2. Связь физической географии с другими науками

3. Методы географических исследований (условная классификация):

а) по научной организацией получения данных:

- наблюдение и измерение - работа метеостанций, съемки космических спутников;

- эксперимент (научно-организованный опыт) - акклиматизация биологических видов;

- моделирование (создание моделей аналогично природным комплексам или виртуальных) - заповедники, географические карты, компьютерная модель образования балки;

б) по источникам знаний: картографические, изучение специализированной литературы, обработка статистической информации, ГИС и т.д.;

в) за умственной деятельностью: сравнение, анализ, прогнозирование;

г) за организацией исследований: камеральные, стационарные, экспедиционные, дистанционные; комплексные.

4. Формирование территории Украины

Только в отдельные периоды украинские государственные образования были значительными (Киевская Русь, Запорожская Сечь). В целом украинские территории принадлежали другим империям. С нач. ХХ в. образуются различные по значению украинские государственные формирования (УНР, ЗУНР). С 1922 г. начинается этап существования Украины как республики СССР, в которую входят сначала только территории Левобережья и восточного Правобережья, а потом постепенно присоединяются западные и южные земли. В 1954 г. окончательно сформировались ее пределы, которые остались без изменений и после провозглашения 24.08.1991 г. независимости.

5. Современное административно-территориальное устройство страны

Разделение территории на различные по рангу части (единицы) с местными органами власти для удобства управления страной: Автономная Республика Крым, 24 области и 2 города государственного подчинения (с особым статусом); центры АР и областей, районы АР и областей, города областного подчинения, районные центры, районы в городах, поселки и села.

 

V. Сакріплення изученного материала

• Какими методами исследований мы будем пользоваться, изучая курс?

• Сколько административных единиц входит в состав Украины? Покажите несколько примеров на карте.

• Когда Украина обрела независимость?

• Вспомните конкретные события, которые касались формирования территории Украины.

 

VI. Итоги урока

 

VII. Домашнее задание

1. Проработать §___.

2. На контурной карте обозначить АР Крым, 24 области Украины, Киев, Севастополь, областные центры, свой населенный пункт.

3. Определить координаты своего областного центра.