ВСТУПЛЕНИЕ
УРОК 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ УКРАИНЫ КАК НАУКА И УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ
Ожидаемые результаты: ученик называет объекты и предметы экономической и социальной географии Украины, мировых и отечественных эконом-географов; устанавливает связь экономической и социальной географии с другими науками; объясняет актуальность и необходимость изучения курса.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: учебник географии, атлас, контурные карты, тетрадь для практических работ по географии с комплектом контурных карт, географические справочники, географический энциклопедический словарь.
Опорные понятия: физическая география, социально-экономическая география, география населения, атлас, тематические (экономические) карты.
ХОД УРОКА
I. Мотивация учебной деятельности
В 9 классе состоится ваше первое знакомство с экономической и социальной географией. Она расскажет о том, где расположены населенные пункты, промышленные предприятия и сельскохозяйственные угодья, объяснит, почему в одном районе люди выращивают лен, а в другом - виноград, в одном месте составляют автомобили, а в другом - варят сталь.
II. Актуализация опорных знаний
- Какие природные объекты вы изучали в «Физической географии Украины»?
- Что вы знаете о рельефе Украины?
- Как вы считаете, благоприятное для развития хозяйства?
- Почему? Назовите характерные признаки климата, внутренних вод и почв Украины.
III. Изучение нового материала
1. Предмет экономической и социальной географии Украины
Предметом экономической и социальной географии являются особенности и закономерности пространственной (территориальной) организации общества как части географической оболочки Земли.
- Что изучает экономическая география? социальная география?
- Какие географические науки или отдельные темы вызывают у вас наибольший интерес?
2. Связь экономической и социальной географии с другими науками
Социально-экономическая география тесно взаимодействует с экономическими науками, политологией, геополитикой, этнографией, а также с рядом естественных наук, например с химией.
Составление схемы связей социально-экономической географии с другими науками.
3. Социально-экономические исследования
К методам экономико-географических исследований относятся описательные, статистические, сравнительно-географический, картографический, компьютерной графики.
В последнее время в географических исследованиях широко используются геоинформационные системы.
- С какой целью проводятся географические исследования?
- Зачем географические знания необходимы работникам транспорта, сельского и коммунального хозяйства?
4. Отечественные ученые эконом-географы
Среди известных эконом-географов, внесших вклад в изучение населения и хозяйства Украины,- С. Л. Рудницкий, К. Г. Воблый, А. Т. Диброва, В. М. Кубийович, М. М. Паламарчук.
5. Источники географических знаний
Карты, атласы, географические энциклопедические словари, географические справочники, электронные учебники и карты.
Поисковое чтение учебника
- Найдите в учебнике понятия, знакомые вам из курса физической географии Украины. Выясните, в связи с чем их приведено. Сделайте вывод.
IV. Закрепление материала
Работа в группах
Одна команда - фізгеографи, вторая - специалисты по экономической и социальной географии. Задача каждой команды - поднимать руку, когда учитель называет понятия и географические объекты, относящиеся к «их» науки.
Ориентировочный перечень понятий: климат, водные ресурсы, рождаемость, город, население, река, горы, машиностроение, озера, болота, отрасль хозяйства, миграция, физико-географическое положение, рельеф.
V. Домашнее задание