УРОК 1. ВСТУПЛЕНИЕ. ПРЕДМЕТ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ МИРА. ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ. МЕТОДЫ ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.
ИСТОРИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ РЕГИОНЫ МИРА. ВЫДАЮЩИЕСЯ ЕКОНОМГЕОГРАФИ МИРА
Учебная цель: сформировать у учащихся общее представление о предмет и задачи социально-экономической географии мира; актуализировать и углубить знания об источниках географических знаний и методы географических исследований; ознакомить с основными принципами выделения историко-географических регионов мира; развивать умение работать со схемами и картами; воспитывать интерес к изучению курса.
Основные понятия: экономическая и социальная география мира, методы географических исследований, источники географических знаний, историко-географические регионы.
Оборудование: политическая карта мира, атласы.
Тип урока: изучение нового материала.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся
Каждая научная дисциплина делает свой вклад в формирование наших представлений о мире. Роль географии в системе наук уникальна, потому что только она одновременно формирует представление о природе нашей планеты и человеческое общество, создает целостный образ конкретной территории. В прошлом учебном году вы изучали социально-экономическую географию Украины, исследуя закономерности формирования, развития и размещения населения и хозяйства нашей страны. Эти знания вам пригодятся во время изучения социально-экономической географии мира. Вы узнаете о путях развития мирового хозяйства, основы социально-экономических отношений между странами, иметь представление о формировании политической карты мира, природные ресурсы, динамику населения, актуальные проблемы человечества и т.п.
III. Изучение нового материала
1. Предмет и задачи социально-экономической географии мира
Экономическая и социальная география мира - область науки, которая исследует географические закономерности мирового хозяйства, глобальных проблем человечества и миро-хозяйственных связей, а также территориальную организацию общества в мире и отдельных странах с учетом интеграционных процессов в различных регионах планеты.
На современном этапе социально-экономическая география выполняет ряд задач:
• экономико-географическое изучение интеграционных процессов в различных регионах мира;
• исследование географии мирового хозяйства и миро-хозяйственных связей;
• политико-географические исследования стран мира;
• поиски новых закономерностей территориальной организации общества;
• изучение социально-экономико-географических аспектов глобальных проблем человечества в современных условиях, когда распались последние крупнейшие империи, в том числе советская;
• осуществление украинизации социально-экономической географии, которая заключается в изучении глобальных процессов, мировых закономерностей в контексте их проявлений в Украине;
• исследования отдельных стран, регионов и их связей с Украиной.
2. Источники географических знаний и методы экономико-географических исследований
Задача 1. Назовите известные вам источники, которые содержат географическую информацию, и определите наиболее важные для изучения социально-экономической географии мира.
Основными методами экономико-географических исследований: статистический, картографический, сравнительный, исторический, экономико-математический, научной систематизации, районирование. Особое место занимает метод географического прогнозирования. Без прогноза невозможно представить себе перспективы развития любой страны или территории. Уникальные возможности определения взаимосвязей объектов, процессов и явлений предоставляют ГИС (геоинформационные системы).
3. Историко-географические регионы мира
Задание 2. Рассмотрите карту атласа «Историко-географические регионы мира» и попробуйте определить критерии, по которым произошло разделение стран на определенные группы.
Историко-географический регион - это совокупность стран, характеризующаяся общностью природных условий, физико - и экономико-географического положения, условий быта и хозяйственной деятельности людей, истории и культуры народов, сходством уровней социально-экономического развития и структуры хозяйства. Основными макрорегионами мира является Европа, Азия, Англо-Америка, Латинская Америка, Африка, Австралия и Океания.
4. Выдающиеся економгеографи мира
Задача 3. Назовите выдающихся отечественных ученых економгеографів. Вспомните, какие ними проводились исследования в области социально-экономической географии.
Наиболее известными отечественными учеными економгеографами является С. Л. Рудницкий, К. Г. Воблый, А. Т. Дубрава, М. М. Паламарчук и др.
Весомый вклад в развитие социально-экономической географии внесли советские и российские ученые. Среди них: М. М. Баранский, С. Б. Лавров, В. В. Вольский, В. П. Максаковський.
IV. Закрепление новых знаний и умений учащихся
Задача 4. Пользуясь картой атласа «Историко-географические регионы мира», определите, в каком европейском субрегионе находится Украина. На основании критериев выделения историко-географических регионов докажите или опровергните принадлежность нашей страны к определенного субрегиона.
Соціогеографічний практикум (работа в парах). Приведите аргументы «за» и «против» по вопросу: «нужны Ли мне знания социально-экономической географии мира?».
V. Итог урока
VI. Домашнее задание
· Проработать § .
· Составить опорные схемы: «Источники географических знаний», «Методы географических исследований».