Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Вступление к философии
Великие философы учебное пособие

Передне слово

Среди величайших достижений цивилизации, когда бы ли но самым важным и ценным для всех времен и народов, является интеллектуальная культура, которая передается от поколения к поколению как сокровище, как основа будущего благополучия и развития, как залог мудрости тех, кто идет впереди и направляется в будущее.

Интеллектуальная культура создается на протяжении веков усилиями многих поколений, разных эпох и народов. Она не имеет пространственно-временных измерений и живет до тех пор, пока находится в житейском обращении, пока ею пользуются люди, пока они о ней помнят.

Среди жемчужин интеллектуальной культуры - мудрость египетских и вавилонских жрецов, древнекитайских и древнеиндийских мыслителей, природозакоханість и научная взвешенность античных философов, любовь к Богу, благоговение перед Человеком и увлеченность техникой интеллектуалов, последовательно сменяющие друг друга эпохи средневековья. Возрождения и Просвещения. Сюда же относятся и мифы древних народов, и научные соискание ученых, розовые утопии об идеальном социально-политическом устройстве и научно обоснованные теории, по которым государство, народ или культура развивают свое реальное естество, самые невероятные технико - технологические фантазии и трезвые теоретические счеты, которые воплощаются в практику.

Интеллектуальная культура не имеет границ. Ее секреты, в конце концов, становятся достоянием всех народов. При этом, наиболее высокого цивилизованного взлета достигают не те народы, которые держат свои интеллектуальные достижения за семи замками, а те, которые щедро делятся ими со всем миром, обогащают свой духовный опыт опытом других культур, которые берегут его как зеницу ока, уважают создателей, заботятся о науку и образование, искусство и мораль, уважают религиозные или не религиозные) чувства друг друга, поднимают авторитет разума.

Интеллектуальная культура - это мудрость цивилизации. Она обогащается жизненной практикой и научным познанием, коллективными усилиями людей и интеллектом гения, когортой специалистов - профессионалов и произведением чудака, главным побудительным мотивом творчества которого является лишь его любознательность.

И все же, какими бы усилиями, средствами или составом участников не создавался этот странный феномен, в его основе всегда находился найутаємниченіший творение Природы - интеллект - исключительное свойство человека, которая характеризует его как разумное существо.

Собственно, интеллект (лат. intellectio - познание, понимание, рассудок) можно рассматривать и в более широкой интерпретации, как субъективную способность живых существ воспроизводить реальность своей психикой на уровне инстинкта (животных), где познание, скорее, разворачивается подсознательно, и собственно интеллекта (человека), где оно осуществляется сознательно и мыслится (А. Бергсон). Мышление открывает человеку мир, его закономерности и тенденции развития. Оно позволяет ей осознать свое место и роль в нем, постичь цель и смысл человеческой жизни, осмыслить окружающие реалии, а соответственно, и формы и способы своего поведения и жизнедеятельности.

Авторитет мыслящего человека всегда был высокий. Такого человека всегда уважали и... боялись. С ним советовались; у нее просили помощи и защиты; по ней сверяли направления собственной жизнедеятельности; ей поклонялись и, одновременно, почти всегда преследовали, позорили, травили и уничтожали как носителя зла, наместника дьявола, угрозу устоявшимся формам жизнедеятельности и общения. И это не случайно. Мышление не только отражает мир в существующих формах его бытия, но и пытается постичь его продолжение. Мыслящий человек, гак сказать, заглядывает за пределы существующего, сущего. Она моделирует контуры будущего и тем самым «подталкивает» действительность к развитию именно в этом направлении. У кого-то это вызывает восхищение; другие воспринимают это безразлично. Но есть и такие, которые видят в этом угрозу своему личному благополучию, разрушение устоявшихся форм жизни и т.д. Именно они (особенно тогда, когда наделенные властью) сжигают книги, разрушают храмы науки, пытают ученых, клеймят инакомыслия.

История знает и помнит десятки, сотни, тысячи талантливых и гениальных мыслителей - изгнанных, отстраненных, сожженных в кострах инквизиции, замученных в фашистских концлагерях и сталинских ГУЛАГах, затравлених постоянным подозрением и преследованиями. И все же, несмотря ни на что, мышление, познание, разум брали верх. Сожженные книги воспроизводились;

замучены мыслители обращались к новых поколений устами своих учеников и последователей; выстраивались новые храмы науки; рождались и мужали новые гиганты духа, проводники вечного, благ, справедливого. И первыми среди первых из них были Великие философы...

...Философия - любовь к мудрости - не имеет монополии на мудрость. Она объединяет свои усилия со всеми средствами и способами обогащения интеллектуальной культуры. Мудрыми могут быть физика ее астрономия, химия и математика, биология и история, география и другие науки. Философия в этом смысле предстает такой же наукой, а философы - такими же учеными, как другие. По способу освоения действительности философия является наукой. Она создает теорию, заботится о доказательность, опирается на факты и пытается постичь истину. И хоть не всегда та или иная философская система является объективно истинной и лишенной влияния мифологически-фетишистського или религиозно-мистического знания, она не перестает быть наукой, ибо основным средством выстраивания своего естества выбрала (и придерживается) средство рационального постижения действительности.

«Монополия» философии на мудрость определяется другим - ее призванием как способа конструирования целостного взгляда на мир, места и роли человека к нем; как теоретической ответы на вечные вопросы истории (о цели и смысле жизни, о счастье и пути его достижения, добро и справедливость, необходимость и свободу); в качестве теоретической основы для выработки системы жизненных ценностей и идеалов.

К этому важно добавить и то, что философия пытается воссоздать объект не просто «сам по себе» (как это делает наука), но и включая в этот процесс человеческий, оценочный фактор. Она рассматривает действительность и человека в ней не только с точки зрения сущего, но и должного, с точки зрения человеческих целей и проекций бытия в будущем. Кроме того, в отличие от науки, философия опирается не только па научные достижения, но и на весь совокупный исторический опыт человечества, зафиксированный в материальной культуре и различных формах общественного сознания.

«Монополия» философии на мудрость обусловлена тем, что она непосредственно не изучает отдельные вещи, явления и процессы, которые являются объектами определенных наук. Она имеет дело с действительностью опосредованно через общественную практику, а также через ее отражение в науке, художественном творчестве, морали и т.д. Философия в этом измерении является обобщением науки, культуры и практики в их человеческом измерении. Она предстает как теоретическая основа научного мировоззрения, логика и методология научного познания и социальной практики.

... Великие философы, как правило, всегда были найосвіченішими людьми своего времени, находились в центре научного, культурного и социально-политической жизни эпохи, возглавляли интеллектуальную элиту народа. Правда, не всегда признание величия и роли в интеллектуальном развитии человечества происходило при жизни философа. До некоторых все это возвращалось через десятки, а иногда и сотни лет после смерти. Многие из них умерли непризнанными и гоненими, опозоренными. И только время - большое видится на расстоянии - отдавал им должное, викристалізовував ту особую роль, которую они играли в развитии интеллектуальной культуры человечества. Справедливым является и то, что новые поколения находят в учениях Великих философов все новые и новые идеи, акценты, повороты, привлекают их к формированию современной философской картины мира и социальной практики.

Понять Великого философа нелегко. Он мыслит нестандартно. Движение его мысли - нешаблонный. Он разворачивается в области замежжя, отвоевывает в нем плацдармы ума, к которым впоследствии подтягивается общая культура человечества. Как уже отмечалось, бывает, что процесс постижения величия мысли философа затягивается на десятки н сотни лет.

Последнее является особенно актуальным для отечественного читателя, ученика, студента, несколько поколений которых воспитывались на моноідеологізмі марксизма - ленинизма и в фактическом отстранении от философского наследия человечества. Произведения домарксистських и современных западных («буржуазных») мыслителей, особенно те, которые были не созвучны марксизму, почти не публиковались; их интерпретация осуществлялась исключительно «через миропонимание марксизма»; любознательность относительно идей «реакционных философов» преследовалась и терпела. Подобная практика разрывала и искажала единую, целостную интеллектуальную культуру человечества, а идеи, взгляды и учения Великих философов доносила до сознания тех, кто учится в деформированном, упрощенном, а нередко и преднамеренно фальсифицированном виде.

В понимании подавляющего большинства людей, особенно старшего возраста, Платон однозначно идентифицируется как основатель объективного идеализма, Августин Блаженный - как христианский теолог, Рихард Авенариус - как «реакционный философ», Беркли как «злейший враг материализма», Фридрих Ницше - как «прямой предшественник фашистских идеологов», а Артур Шопенгауэр - как «крайне реакционный философ - идеалист; идеолог прусского юнкерства». С другой стороны, Карл Маркс, например, трактовался не иначе, как «великий учитель и вождь мирового пролетариата...», В.И. Ленин - величайший теоретик и вождь мирового пролетариата и всего трудящегося человечества...», И.В. Сталин - гениальный теоретик и вождь», «великий соратник и друг...», «продолжатель учения и дела Маркса, Энгельса и Ленина».

Настоящее изменяет не только характеристики Великих философов, но и сам подход к их формированию. Мир уверенно преодолевает тоталитарные формы социальной организации, движется в направлении к новому типу жизни - демократического, рыночного, переосмысливает глобальные мировые ценности и направляет их к утверждению действительного, а не мнимого (иллюзионного) приоритета человека и человечности. Поэтому в полном свете, звучании и величия поднимаются сейчас и фигуры Великих философов, их учения, идеи и наставления. Время обновления, возрождения и демократического государства создает предпосылки их постижения в соответствии с тем, кем и какими они были тогда, какими прошли через эпохи, какое значение и смысл имеют сегодня, какое место занимают в истории.

«... Время разбрасывать камни и время собирать их», - говорится в Библии. Сегодня настало время уборки. Наше время - время прикосновения к мудрости веков ее величества Истории, время формирования реалистического взгляда на прошлое, настоящее и будущее, время самостоятельного творческого мышления во имя человека и человечности как высшей ценности культуры.

Великие философы, собственно, именно поэтому и вошли в историю интеллектуальной культуры человечества как большие, вели поиск цивилизационного пути к утверждению гуманистических приоритетов. Одни из них видели этот путь в подражании Природы; другие - в любви к Богу, трепетном экстазе перед вечным, в развитии и укреплении государства, уважительном отношении к Человеку, благоговении перед жизнью, в тоталитарной организации общества и т.д.

Разные эпохи, личности, идеи и взгляды...

Возможно, не стоит объединять их в одном издании, ибо они такие разные, потому что их взгляды, как правило, взаимопротиворечивые, потому что каждый из них, казалось бы, скорее говорит о своем, чем прислушается к другой? Однако, как подчеркивал в свое время Платон, мудрость заключается в том, чтобы доказать, что то, что есть другое, есть то же самое, а то, что то же - другое! За разнообразием подходов, взглядов и противоречивых ученик рельефно просматривается единственный предмет философских размышлений Великих философов - природа и сущность мировой целостности, место и роль в ней человека, отношение последней к социальной и природной действительности, ее жизненные ценности и идеалы.

Данная проблематика была краеугольной в каждого большого и выдающегося философа. Она объединяет мыслителей в области особой науки и мировоззрения - философии, которая, решая наиболее фундаментальные вопросы, викристалізовує и определяет совокупность исходных ориентиров, обусловливающих программу научного познания и социального поведения личности.

Итак, Великие философы...

Почему я описываю именно этих, а не других? Разве, например, такие античные гиганты, как Анаксагор, Анаксимандр или Анаксімен менее значимые, чем Эпикур или, скажем, Ибн Рушд или Окнам? Почему же тогда первые три остались за пределами этого издания, а последние вошли в когорту великих? Развернутый ответ на эти вопросы любознательный читатель найдет сам, ознакомившись с работой, которая предлагается. Кратко же можно сказать следующее: включение того или иного философа в эту когорту осуществлен по критерию обоснования им идеи, концепции или теории, с которым связан соответствующий поворот в рассмотрении главной философской проблемы - проблемы человека, его места в мире, системы жизненных ценностей и идеалов. Вне всякого сомнения, на этом выборе отражается общий духовный контекст нашей эпохи, времени ситуация государственно-национального возрождения и утверждения Украины как суверенного, независимого государства, субъективная философская позиция автора.

Материал краткого жизнеописания и анализа взглядов Великих философов сгруппированы в отдельные разделы в соответствии с эпохой, в которой разворачивалась и цвела их творческая судьба; ведущей проблематикой, на которой схрещувались познавательные лучи их критического ума; главной парадигмой, на которой основывалась нормальная (для своего времени) философская культура.

Проведенный анализ позволяет выделить семь относительно самостоятельных разделов («семь столпов мудрости»), выстроенных (вытесанных) человечеством в ходе своего цивилизационного развития. Постижение каждого из них в целом и через личность Великого философа, на мой взгляд, и является основной Дорогой к Храму Разума, Добра и Справедливости, к Храму человечности и культуры.

Я имею надежду, что издание понравится и будет полезным тем, на кого оно рассчитано, а философия (один из древнейших и величайших способов духовно-практического постижения действительности) обретет своих новых поклонников и сторонников.

В завершение переднего слова хочу выразить слова сердечной благодарности рецензентам - докторам философских наук Григорию Волынке, Валентину Крисаченку и Владимиру Ярошовцю; коллегам и друзьям, которые своей заинтересованностью побудили меня к труду, в частности, Николаю Лукашевичу и Николаю Михальченку; всем, кто помог подготовить рукопись к печати, особенно, сотрудникам Института высшего образования Юлии Кислицькій, Оксане Шипко, Оксане Ляхвацькій и Ирине Загарницькій.